Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович завершает диалог с читателями «СГ»

Кооперация в АПК с другими странами открывает многие рынки

Начало.

— День добрый, Владимир Евгеньевич. Меня зовут Людмила, я из Минской области. У меня фермерское хозяйство, часть продукции продаем на экспорт. Имеет ли смысл принимать участие в конкурсе «Лучший экспортер Беларуси» и тягаться с крупными агропредприятиями?

— Конечно, имеет! Ведь это конкурс не «крупнейший», а именно «лучший» экспортер. При определении его победителей учитывается не только объем зарубежных поставок, но и ряд других факторов. Например, темп роста экспорта, сальдо внешнеторговой деятельности, объем экспорта на одного работающего.

Благодаря такой совокупности статистических показателей почетного звания «Лучший экспортер» могут быть удостоены не только гранды отечественного сельского хозяйства, но и небольшие предприятия, относительно новые игроки рынка. По этим показателям можно обойти любого гиганта. Есть еще и другие номинации, например «Малый и средний бизнес», и в них фермер может также участвовать, если его продукция идет на экспорт. При этом стоит отметить, что это открытый, прозрачный, основанный на объективных данных статистики конкурс.


— Еще один вопрос. Что предпринимает Палата для поддержки экспортеров?

— Поддержка экспортеров — это, по сути, вся наша работа. Но я бы выделил такие направления, как внешнеэкономические услуги, в том числе консультирование по юридическим вопросам в сфере ВЭД, организация деловых миссий, бизнес-форумов, контактно-кооперационных бирж, обмен информацией… Функционируют деловые советы с разными странами.

У БелТПП 40 представителей в 33 странах мира. Причем работают они на добровольной основе. Это, как правило, известные в той или иной стране фигуры — влиятельные, авторитетные бизнесмены или видные в прошлом государственные деятели. Скажем так, энтузиасты, которые имеют прямой интерес к развитию бизнеса с Беларусью и готовы сотрудничать с нами. Эти люди оказывают нам информационную и организационную поддержку, приглашают на наши мероприятия партнеров, помогают в организации мероприятий в целом. Они, можно сказать, наши почетные бизнес-консулы.

Еще одно направление — выставочная деятельность. В системе БелТПП есть выставочное унитарное предприятие «Белинтерэкспо». В 2018 году благодаря сотрудничеству с ним более пятидесяти белорусских предприятий, имеющих отношение к агропромышленному комплексу, приняли участие в девяти выставках сельскохозяйственной направленности, охватывающих различные сферы: животноводство, растениеводство, производство продуктов питания, техники и кормовых добавок. Были организованы как коллективные экспозиции белорусских производителей на крупных международных выставках, таких как выставки продуктов питания и напитков Worldfood Azerbaijan или Gulfood в Дубае, так и национальные экспозиции — например, на выставке продуктов питания и напитков SIAL СHINA в Шанхае, а также Национальные выставки Республики Беларусь — в Таджикистане в мае этого года и Узбекистане в сентябре.

Немаловажна поддержка экспортеров, которые поставляют продукцию за рубеж с помощью наших сертификатов, защита товарных брендов, в том числе и на внешнем рынке. Естественно, есть и сопутствующие услуги, такие как перевод и апостиль деловых документов, подготовка специалистов (тренинги, семинары, языковые курсы). Еще несколько видов услуг, которые мы осуществляем, — это оценка, таможенное декларирование. В общем, мы предоставляем самый широкий спектр услуг по поддержке экспорта, который характерен, в принципе, для любой традиционной торгово-промышленной палаты. Это фактически замкнутый цикл поддержки экспортеров.

«СГ»: — Количество новых рынков растет?

— В прошлом году БелТПП провела мероприятия в 13 странах, которые отнесены к новым рынкам. В ближайшее время у нас выставки в Алжире, Анголе, Аргентине. В следующем году запланировали Нигерию. Думаю, проведем выставку в Пакистане. Это также серьезное направление, и оно требует усилий.

Я думаю, по итогам этого года с нашей помощью будет открыто примерно 15 новых рынков. Ежегодно растет наша договорная база с партнерами. На сегодняшний день у нас подписано 293 соглашения о сотрудничестве с партнерами из 97 стран по всему миру, начиная от Новой Зеландии и заканчивая Аргентиной. История взаимодействия складывается с ними по-разному, но нам очень важно иметь такой партнерский пул и партнерский портфель.

Но хотелось бы отметить, что прежде всего мы идем туда, где нет наших посольств. Там, где дипслужбы есть, изначально имеется какая-то поддержка. Другое дело, когда нужно найти своего рода опору для наших предприятий на новом рынке, чтобы они могли успешно работать, строить бизнес.

Вот, например, Ангола. Платежеспособный рынок. Мы оценили его возможности, наладили контакты. И выяснили, что там Беларусь знают — есть выпускники наших вузов. Открою небольшой секрет: один из крупных руководителей Анголы выпускник белорусского университета, говорит по-русски. С его помощью можно выстраивать работу, опора есть.

Или же Вьетнам — среди представителей бизнеса там есть наши люди. В Уругвае, например, нашли человека, родители которого выходцы из Бреста. Он сейчас дослужился до высокой должности, у него своя адвокатская контора, которая работает с бизнесом, готова помогать нам…

Ну и, конечно, торгово-промышленные палаты. С ними подписываем соглашения о взаимных услугах. Мы едем — они дают площадку, приглашают бизнес бесплатно. А это снижение издержек для предприятий. Когда они к нам приезжают, мы также предоставляем все необходимое для комфортного общения представителей деловых кругов.

«СГ»: — Какие позиции основа нашего экспорта сегодня?

— Физический объем белорусского экспорта в прошлом году составил 37 миллиардов долларов. В целом он сбалансированный. Конечно, доля промышленности, машиностроительной части у нас высока. Один БЕЛАЗ чего стоит! Но есть определенный дисбаланс по географии. На пять стран приходится 71 процент наших экспортных поставок. В Национальной программе развития экспорта закреплена формула 30/30/30: 30 процентов — это Евразийские рынки, 30 — ЕС, 30 — новые рынки. У нас же — 52, 22, 26 процентов соответственно. 22 процента — это рынок Европейского союза.

«СГ»: — Что в Европу продаем чаще всего?

— Половина объема экспорта представлена продукцией нефтепереработки. На долю высокотехнологичной продукции приходится около двух процентов. А еще европейцы покупают наш текстиль и продукцию деревообработки, совсем немного продуктов питания — около десяти компаний.

Стоит задача уходить от сырьевого экспорта на рынках стран Евросоюза. Европейский рынок непростой, но туда нужно идти. И здесь задача БелТПП — помочь нашим предприятиям.

Выйти на рынок ЕС — дорогое удовольствие, хотя наши партнеры-европейцы говорят: мы открыты, работаем на принципах ВТО. Но там тоже хватает бюрократии, протекционизма. Лицензирование, сертификация — это существенные накладные расходы для экспортеров. Сейчас готовится указ Главы государства, чтобы эти расходы предприятиям компенсировать. Но даже до его подписания я всегда говорю директорам предприятий: идите на этот рынок.

Получив сертификат на рынке ЕС, нам будет гораздо проще выходить на все другие. Но и в ЕС он очень емкий. Например, рынок закупок для госуслуг — 450 миллиардов евро. Вот ниша, которую надо использовать. Нужно опираться на наши партнерские палаты, Европалату и лаборатории по сертификации нашей продукции в Чехии, Прибалтике.

Но опять же смотрите. Производитель продуктов питания может подумать: есть Евразийский экономический союз, есть рынки России и Казахстана. Зачем мне идти в Европу? Но нельзя полностью полагаться на одно экспортное направление. Мы же видим, что делается в России, когда включаются инструменты некорректной конкуренции. Можно просто за один квартал потерять все. А когда зарубежные поставки сбалансированы, тогда работать легче.

«СГ»: — 22 процента — это прошлогодний показатель экспорта в Европу. По сравнению с 2016 годом есть рост?

— Он незначителен. Кроме того, в 2016-м объем наших поставок в этот регион упал по сравнению с 2014 годом в связи с падением цен на нефть, действием определенных ограничений. Но у нас есть рост по третьим странам — примерно 3—4 процента. Особенно это касается Юго-Восточной Азии — по итогам 2018 года в этом регионе также будет рост. Мы открыли для белорусской продукции — в первую очередь продуктов питания — рынок Китая.

— Беспокоит Дмитрий Новиков из Витебска. При БелТПП работает Международный арбитражный суд. Интересно, каков его авторитет?

— Суд у нас работает солидный, всегда говорим партнерам: при подписании международных договоров обязательно включать оговорку о рассмотрении споров в Международном арбитражном суде при БелТПП. Потому что у нас издержки гораздо ниже по сравнению с Лондоном, Стокгольмом или Парижем. К слову, ведущие нефтяные компании СНГ обращались в наш суд.

Примерно 90—100 дел рассматривается в нем ежегодно. 60 процентов — иски, которые подаются зарубежными партнерами из Германии, Польши, Китая, 40 процентов —белорусских предприятий. В прошлом году было взыскано с недобросовестных исполнителей договоров около пяти миллионов долларов. Естественно, суд работает независимо, мы не можем и не должны говорить о том, что здесь существуют какие-либо преимущества для тех или иных субъектов. Арбитры у нас, кстати, как белорусские, так и зарубежные. В 2016 году мы получили статус наблюдателя при Комиссии ООН по праву международной торговли. Пять рассмотренных нашим судом дел приведены в базе данных ООН как образцы рассмотрения споров.

— Здравствуйте, Владимир Евгеньевич. Это Андрей из Гомеля. Наше предприятие столкнулось с недобросовестным поставщиком: поставлено оборудование, не соответствующее условиям контракта. Подскажите, Палата может как-то помочь в этой ситуации?

— Чтобы подобного не случалось, рекомендую проводить предотгрузочную экспертизу поставок. Это поможет вам впоследствии отстоять свои права. В данном случае также можете провести процедуру оценки товара постфактум. Палата оказывает эти услуги.

«СГ»: — Ваше отношение к членству в ВТО: что оно может дать нам как полноправным участникам?

— Конечно, нужно вступать в эту организацию. Хотя бы для того, чтобы через ее инструменты рассматривать проблемы недобросовестной конкуренции. Но очень важно провести переговоры по переходному этапу — по поддержке наших сельхозпроизводителей, машиностроительного сектора, текстильной промышленности… Надо учитывать, сегодня вся система ВТО подвергается серьезному испытанию. Мы же видим, что вводятся инструменты прямого протекционизма, без оглядки на открытость рынка. Как ведут себя США? Ответные меры принимают другие рынки. И сейчас идет серьезная борьба на глобальном рынке. ВТО, конечно, испытывает напряжение. Но задача поставлена, и нам важно учесть все эти особенности, риски, которые за этим стоят.

И в целом особенность работы в рамках ВТО — это открытость. При вступлении получаем доступ на рынки других стран без изъятий и ограничений. Это, конечно, для нас большой плюс. Сейчас большая работа ведется на уровне Министерства иностранных дел, идет активный переговорный процесс. Не стоит загадывать, когда наша страна вступит в ВТО, но надо к этому планомерно двигаться.

— День добрый, это Владислав, фермер из Брестского района. Интересует кооперация в АПК и промышленности с другими странами. Насколько она реальна и каков ее потенциал?

— Вообще, кооперация — это стратегия развития. Что такое экспорт для нас? Если мы просто занимаемся торговлей, то, как правило, речь идет о договоренностях близкого горизонта. Контракты подписываются на год, максимум на два. Допустим, БЕЛАЗ, с учетом его особенностей и технологии, может подписать соглашение на более долгий период. Но если мы выходим на промкооперацию, то, во-первых, это предполагает долгосрочное сотрудничество, а во-вторых, выводит на новый уровень производства и технологии.

Что такое совместное производство продукции? Этот процесс подтягивает субконтрактацию, всю технологическую цепочку. Плюс к этому обучение кадров на месте, развитие локализации — партнеры в этом заинтересованы. Еще одно преимущество — работаем не на один рынок, а на целый регион, субрегион.

В этом направлении есть ниши для предприятий в сфере АПК и переработки продукции. Сегодня действуют известные санкции. И поэтому напрямую определенная сельхозпродукция на российский рынок попасть не может. Но если мы у себя создаем предприятие, белорусскую добавленную стоимость, обеспечиваем переработку — такая продукция уже свободно идет на российский рынок. Кстати, мы начали делать сыры — по швейцарским, итальянским рецептурам. В ЕАЭС такая продукция нужна, и в конечном итоге выигрывают все. Европейцы, которые поделились технологиями и поставили оборудование. Мы, потому что создаем рабочие места, добавленную стоимость. Да и россияне тоже в выигрыше, потому что эту нишу мы заполняем продукцией, которая им интересна и имеет своего потребителя.

Одним словом, направлений работы хватает. Но, чтобы быть успешными, необходимо поддерживать высокий технологический уровень, создавать технические инновации, уметь грамотно и эффективно работать в тех условиях, которые диктует нам время. Это дополнительная мотивация для предприятий постоянно модернизироваться, повышать качество выпускаемой продукции. А для Белорусской торгово-промышленной палаты — быть надежным и компетентным «одним окном» для бизнеса в экспортной деятельности.

kovalev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter