«Кооператорам не стыдно смотреть в глаза людям, проживающим на загрязненных радионуклидами территориях»

Владимир Комса — о принимаемых мерах по обслуживанию населения в пострадавших от чернобыльской катастрофы регионах

Заместитель   начальника   отдела   транспорта   и   чрезвычайных   ситуаций   Белкоопсоюза   Владимир   КОМСА —  о   принимаемых   мерах    по   обслуживанию   населения   в   пострадавших   от   чернобыльской   катастрофы   регионах

— На календаре, Владимир Александрович, очередная, уже двадцать третья по счету, годовщина величайшей в истории человечества трагедии. Но и теперь, по прошествии лет, не утихает боль, по-прежнему пепел Чернобыля стучит в наши сердца. Тем не менее, как верно подмечено, время – лучший лекарь. Бывая в пострадавших от чернобыльской беды районах, не-однократно убеждался, что жизнь на этих территориях постепенно входит в нормальное русло. Во всяком случае, люди там не чувствуют себя обделенными, брошенными на произвол судьбы. И очень приятно, не скрою, слышать от них слова благодарности в адрес кооператоров, которые всегда были рядом. Значит, миссия выполнима?

— На этот счет, думаю, двух мнений быть не может. Ведь, напомню, девиз потребкооперации: с людьми и для людей. И мы всегда неуклонно ему следовали. Чернобыльская трагедия, безусловно, по своим масштабам и последствиям не имела прецедента. Вдумайтесь в такие цифры: только в течение 1986 года было эвакуировано 24,7 тысячи человек из 107 наиболее пострадавших населенных пунктов. А всего в чистые районы республики переселено свыше 135 тысяч чернобыльцев. Такая, увы, особая общность людей появилась в нашей стране.

Вы правильно заметили, что время – лучший лекарь. Благодаря принятым руководством страны мерам удалось решить многие социальные проблемы пострадавших территорий. Разработана и успешно реализуется на практике Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2009 годы и на период до 2010 года. В соответствии с ней на потребительскую кооперацию возложены ответственные задачи по обеспечению проживающего в загрязненных радионуклидами регио-нах населения экологически чистыми продуктами питания, в первую очередь мясными и молочными, овощами и фруктами, производство которых там, если можно так выразиться, проблематично и нецелесообразно.

Не погрешу, надеюсь, против истины, если скажу, что в целом кооператоры достойно выполняют возложенную на них социальную миссию. В свою очередь государство, в лице Комчернобыля, частично возмещает потребительской кооперации расходы по завозу чистых продуктов в магазины, обслуживающие население пострадавших районов. В минувшем году, к примеру, на эти цели было выделено 92 миллиона рублей. Нынче сумма должна возрасти до 102 мил-лионов рублей. Не умаляя значения оказываемой помощи, все-таки отмечу, что она не идет ни в какое сравнение с фактическими затратами потребительской кооперации, которые составили только в 2008 году 819 миллионов рублей. 

— Насколько мне известно, Владимир Александрович, ко-операторы, кроме всего прочего, осуществляют и радиационный контроль за продуктами питания?

— Совершенно верно. В системе Белкоопсоюза функционирует 144 подразделения радиационного контроля (ПРК). Они являются составной частью системы радиоэкологического мониторинга окружаю-щей среды, сельскохозяйственных и лесных угодий нашей республики. Задача ПРК – осуществление радиационного контроля продуктов питания, заготавливаемой сельскохозяйственной и другой продукции. В минувшем году проверено свыше 128 тысяч партий сырья и готовой продукции на содержание радионуклидов. В настоящее время проводится поэтапное переоснащение подразделений радиационного контроля современными приборами. После завершения этой работы качество проверок, уверен, станет еще более высоким, а следовательно, содержание даже признаков радионуклидов в продуктах питания будет исключено в принципе. 

— Судя по вашим словам, Владимир Александрович, чернобыльская тематика находится под пристальным контролем в Правлении Белкоопсоюза. Надо полагать, только проверкой продуктов питания на содержание радионуклидов дело не ограничивается?

— Работа очень многоплановая, требующая к тому же вложения значительных средств. Приоритетное внимание, в частности, уделяется решению вопросов по улучшению материально-технической базы торговой сети в пострадавших районах, оснащению ее необходимым холодильным оборудованием, приобретению специального автомобильного транспорта с оборудованием, обеспечивающим температурный режим хранения и защиты грузов от попадания атмосферных осадков и пыли. Принимаются меры по открытию ранее закрытых убыточных магазинов, а там, где отсутствует стационарная торговая сеть, обслуживание населения осуществляется через автомагазины.

Понятно, что в нынешних экономических условиях решать эти вопросы непросто, но, с другой стороны, кто, кроме кооператоров, в ответе за организацию торговли на пострадавших территориях? Ведь в зоне обслуживания потребкооперации проживают 670 тысяч человек, или 47,2 процента от всего населения этих регионов. Для информации: работают 3878 предприятий розничной торговли, в том числе 2337 стационарных магазинов. Жителей 1044 населенных пунктов обслуживают автомагазины.

— Есть еще одна категория населения, которая требует особого, я бы даже сказал трепетного, к себе отношения. Речь идет о проживающих на загрязненных территориях детях, забота о которых, на мой взгляд, должна быть постоянной и действенной.

— Полностью с вами согласен. Такая работа проводится в системе потребительской кооперации целенаправленно и последовательно на протяжении всего времени после чернобыльской трагедии. В первую очередь это касается организации полноценного питания учащихся учебно-образовательных учреждений, расположенных в загрязненных радионуклидами районах, состояния материально-технической базы пищеблоков. На данный момент, образно говоря, под крылом потребкооперации находятся 77,8 тысячи учащихся из 435 общеобразовательных школ. Каких-либо серьезных нареканий, жалоб на качество блюд и в целом организацию школьного питания, насколько помню, не поступало.

— Отрадно это слышать. Надо полагать, что на столь же высоком уровне организовано и торговое обслуживание всего прожи-вающего в пострадавших районах населения?

— Не стану приукрашивать ситуацию, проблемы, конечно, имеются, от этого никуда не деться. Но и умалять сделанное в этом направлении тоже, видимо, было бы неправомерно. Со всей ответственностью могу заявить, что предпринимаемые потребительской кооперацией меры по улучшению торгового обслуживания позволили более полно удовлетворить покупательский спрос населения как в продовольственных, так и в непродовольственных социально значимых товарах. Вот конкретные примеры. В минувшем году по сравнению с предыдущим возросла поставка в контролируемую зону масла животного (107,7%), сыра (108,9 %), сельди (106,4%), консервов рыбных  (116,1%), масла растительного (121,2 %), сахара (119,8 %), кондитерских изделий (112,4 %), чая (118,2%), крупы гречневой (127 %), консервов плодоовощных для детей (181,9 %), соков (129,4 %), без-алкогольных напитков (110,8 %), цитрусовых (115,1 %). Выше уровня 2007 года сложилась также поставка ряда непродовольственных товаров – мебели, стеклянной посуды, электропылесосов, телевизоров, стиральных машин, холодильников, стройматериалов. Особенно значительный рост по мебели и стройматериалах, соответственно 132,2 и 115,1 процента. Это значит, что жизнь на пострадавших территориях, несмотря ни на что, продолжается: люди обустраиваются, улучшают свой быт, обзаводятся семьями…

— Однако согласитесь, Владимир Александрович, что поддерживать обслуживание проживающего на загрязненных территориях населения на высоком уровне можно только при наличии соответствующей материально-технической базы. Причем, на мой взгляд, объекты потребительской кооперации в пострадавших и чистых районах должны быть одинаково привлекательными и сов-ременными, а их товарное наполнение – богатым и разнообразным. Это условие соблюдается на практике?

— Не для кого, думаю, не секрет, что облик многих объектов потребительской кооперации за послед-ние годы значительно изменился в лучшую сторону. Они действительно узнаваемы и соответствуют самым высоким предъявляемым требованиям. В равной мере это относится и к кооперативным предприятиям, расположенным в пострадавших от чернобыльской катастрофы регионах. Только в минувшем году на развитие материально-технической базы отраслей кооперативного хозяйства туда было направлено 36 процентов средств из инновационного фонда Белкоопсоюза. За их счет осуществлялись работы по реконструкции ресторана «Горынь» в Столине, универсама в Чаусах, кафе «Сосны» в Краснополье, скотоубойного цеха в Ивье, магазина № 1 в Наровле, кондитерского цеха в Хойниках, магазина «Юбилейный» в Брагине, кафе «Днепр» в Комарине, хлебозавода в Петрикове, магазина № 20 в Лоеве, осуществлялось техническое перевооружение хлебозавода в Буда-Кошелеве, газификация хлебозавода в Ельске, строительство магазина в Славгороде. Причем только перечисленными объектами перечень не ограничивается, их гораздо больше.

Необходимо отметить, что для решения этой задачи ежегодно выделяются также средства из областных бюджетов и региональных организаций потребительской кооперации. Они направляются, как правило, на приобретение современного специализированного автотранспорта. Так, в минувшем году поступило 1,6 миллиарда рублей бюджетных средств, за которые были приобретены 22 единицы специализированного транспорта для доставки и хранения скоропортящейся продукции в предприятиях торговли, расположенных в зоне радиоактивного загрязнения.

Далек от мысли идеализировать обстановку. Ситуация в пострадавших районах, конечно же, остается достаточно сложной. Определенные трудности имеются, безусловно, и в торговом обслуживании населения. Однако следует признать и то, что эти вопросы постоянно находятся на контроле в Правлении Белкоопсоюза и ведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Любые выявленные недостатки и упущения тут же получают принципиальную оценку, принимаются оперативные меры по их устранению.

Думаю, накануне дня чернобыльской трагедии мы не вправе не вспомнить и о тех, кто, рискуя своей жизнью и здоровьем, принимал участие в ликвидации последствий катастрофы. Почти четыре тысячи работников потребительской ко-операции являются «ликвидаторами», значительно большее количество получило статус потерпевших. Низкий им поклон и благодарность за самоотверженность. К сожалению, с каждым годом растет список инвалидов, заболевание которых связано с последствиями Чернобыля. Поэтому мы и впредь будем прилагать максимум усилий по решению проблем чернобыльцев.

— Спасибо за беседу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter