КООПеративное вмешательство

По  какой  цене  этой  осенью  будут  принимать  грибы,  яблоки,  клюкву  и  бруснику?  Когда  на  МКАД  появится  гипермаркет?  Как  изменятся  в  ближайшие  годы  магазины  в  сельской  местности?  Обо  всем  этом  —  разговор  со  специалистами  Белкоопсоюза 

По  какой  цене  этой  осенью  будут  принимать  грибы,  яблоки,  клюкву  и  бруснику?  Когда  на  МКАД  появится  гипермаркет?  Как  изменятся  в  ближайшие  годы  магазины  в  сельской  местности?  Обо  всем  этом    разговор  со  специалистами  Белкоопсоюза   

Осенью у белорусских кооператоров забот восемь. Не успели разобраться с летней ягодой – на носу сезонные заготовки сентября — октября. Определены расценки и объемы закупок: теперь дело за урожаем и активностью местных жителей. Второй вопрос, который волнует всех: как изменится качество обслуживания в продовольственных магазинах и на предприятиях общепита республики? Когда даже в самом отдаленном райцентре появятся супермаркеты с кассовыми терминалами нового поколения, 15-тысячным ассортиментом товаров и продленным графиком работы? Что такое кулинарии нового образца и почему меняется рецептура в районных ресторанах? Об этом шла речь во время круглого стола, на который «Р» пригласила Павла КОХНО, начальника управления торговли, Веру КРИКУН, начальника отдела общественного питания, и Оксану СКИНДЕР, заместителя начальника управления заготовок. 

«Только  за  чернику  мы  заплатили  людям 14  миллиардов» 

«Р»: Оксана Ивановна, первый вопрос вам: что в последнее время сделано Белкоопсоюзом для улучшения процесса заготовок грибов, ягод и другой продукции? 

— К заготовкам сейчас привлечено 8,6 тысячи торговых предприятий, 900 приемозаготовительных пунктов, 630 единиц автотранспорта. Подготовлены все 13 консервных предприятий потребительской кооперации. Но основное новшество – большое количество сезонных разъездных заготовителей. Их нынче принято на работу 3,3 тысячи человек. Чтобы увеличить заготовки мяса, по инициативе Белкоопсоюза ПО «Брестмаш» разработало весоизмерительный комплекс «Велес» — это позволит принимать скот и рассчитываться за него прямо на крестьянских подворьях. То есть не сдатчик будет идти к заготовителю, а наоборот. Комплексы прошли проверку в Поставском районе и получили достойную оценку сельчан. За первое полугодие рост заготовки мяса у населения в этом районе составил более 30 процентов. Так что к сезону массовой сдачи скота постараемся укомплектовать «Велесами» как можно большее число райпо. К сезону заготовок мы также технически перевооружили 32 холодильные камеры емкостью единовременного хранения более 1 тысячи тонн, что позволило увеличить мощности по охлаждению и заморозке дикорастущих ягод. Кроме того, в Белкоопсоюзе, облпотребсоюзах и всех райпо организовали «горячие линии», телефоны которых регулярно публикуются в СМИ. Это позволяет оперативно реагировать на обращения граждан по вопросам закупок сельхозпродукции. 

«Р»: Принесли ли все эти меры какие-то улучшения? 

— Конечно. Только за 7 месяцев 2007 года населению выплачено за закупленную сельхозпродукцию 62 миллиарда рублей, что на 33 процента больше, чем за тот же период 2006 года. Представьте: в июле сдатчики только за чернику получили 14 миллиардов! Вообще же, нами до конца нынешнего года планируется закупить у населения продукции не менее чем на 120 миллиардов рублей. 

«Р»: Так, значит, правда, что в этом году Белкоопсоюз «собрал» рекордный урожай черники? 

— Действительно, впервые за всю историю кооперации республики заготовлено 4,4 тысячи тонн черники. Это 177 процентов к уровню прошлого года. Причем произошел данный прорыв именно благодаря организованному проведению  закупок, ведь в лесах урожай черники был как и в прошлом году. Принимали мы у населения эту ягоду по 4500 – 5500 рублей, в некоторых районах закупочная цена составляла даже 6000 рублей за килограмм. Причем черника – очень доходная ягода для зарабатывания валюты. В нынешнем году нами уже экспортировано 1760 тонн на сумму 4,4 миллиона евро. 

«Р»: А вот с клубникой дела, наверное, похуже? 

— Погода мая—июня вызвала ускоренное созревание садовой земляники (клубники), красной и черной смородины, вишни, черешни, черники. Первый урожай клубники уничтожил мороз, последующие испортила засуха – в результате ягода не вызревала, а была мелкая, подсохшая. При этом сезон заготовки начался на 2,5 недели раньше, чем обычно. И все же мы заготовили более 2,9 тысячи тонн и обеспечили объемы на уровне прошлого года. Ежедневно только в Лунинецком районе находилось 70—100 единиц транспорта из всех регионов республики для приемки клубники, расчеты производились на месте в момент закупки. Заготовленная ягода направлялась на переработку как собственным предприятиям, так и другой формы собственности. Собственной торговой сетью рынков у населения закуплено и реализовано 111 тонн садовой земляники, что в 12 раз больше, чем за такой же период 2006 года. 

«Пока  грибники собирают  и  сдают только  лисички» 

«Р»: Сколько планируете заготовить других ягод? 

— В 2007 году у населения уже принято 2938 тонн садовой земляники, 990 тонн смородины, 420 тонн вишни, 240 тонн черноплодной рябины. И заготовка продолжается. Сейчас ведем закупку брусники, красной рябины. На сегодня уже запасли  50 тонн первой ягоды и 30 тонн второй. С сентября начинаем закупать клюкву. Всего же в 2007 году планируется закупить у сдатчиков более 7,5 тысячи тонн дикорастущих плодов и ягод. 

«Р»: Многие опасаются, что нынче может так и не наступить грибной сезон. Как у вас ситуация с заготовкой этих даров леса? 

— В этом году грибов мы планируем закупить 1100 тонн, т.е. на 400 тонн больше, чем в прошлом. На сегодня  уже заготовлено 146 тонн, что в 1,6 раза больше того же периода 2006 года. В основном это лисички. Их мы закупаем по 3000—5000 рублей, в некоторых районах цена доходит до 6000. Наибольшие объемы сегодня закуплены Гродненским, Могилевским и Минским облпотребсоюзами. Заготовительные организации уже начали отгружать грибы как в свежем, так и в замороженном виде на экспорт в  Прибалтику и Польшу. 

«Р»: Что можно сказать о других грибах? 

— Цена на белый гриб нынче установлена 10 000 рублей, думаем, это достаточный стимул для наших граждан. Цена на другие грибы будет называться по мере их появления, в зависимости от урожая, но не ниже цен прошлого года.

«Р»: Слышали, что сложные погодные условия в этом году плохо сказались на урожае яблок и садовой земляники… 

— Да, земляника, косточковые и яблоки не уродили. Яблок, например, в этом году мы планируем заготовить лишь около 80 тысяч тонн, хотя в прошлом было закуплено более 135 тысяч, в том числе у населения 126 тысяч. Наши подходы в 2007 году в организации заготовок яблок, как и в прошлом, направлены на то, чтобы закупить у населения весь предлагаемый объем выращенной продукции. Мы уже закупили у сельчан 40 тысяч тонн яблок, ежедневно добавляется 1—1,5 тысячи тонн. 

Покупки  в  500  тысяч рублей  на  селе не  редкость 

«Р»: Павел Александрович, вопрос вам: когда в системе потребкооперации будут построены новые современные магазины? Что придет на смену продмагам, столь привычным глазу сельского жителя?   

— Начиная с прошлого года стратегия развития отрасли торговли в районных центрах предусматривает создание магазинов, улучшенных в торгово-технологическом отношении. В прошлом году первый такой магазин появился в Лунинце (отсюда и название метода — лунинецкий), затем – в Поставах, Глубоком, Верхнедвинске, Сенно, Минске… В каждом из них сегодня установлено самое современное торгово-технологическое оборудование и применены новейшие решения: выносной холод, полное самообслуживание и наличие на прилавке от 10 до 15 тысяч наименований товаров. Эту линию Правление Белкоопсоюза проводит в нынешнем году и намерено продолжать в ближайшее время. Скажем, в июне подобный магазин открылся в Белыничах. Его реконструировали и модернизировали на базе старого продмага: итог – однодневный товарооборот сразу же увеличился  более чем в 4 раза! Предполагаемая окупаемость – от 3 до 5 лет. Такие объекты уже появились в Горках и Ивацевичах. Всего же до конца года их откроется по республике более 18: Березино, Дзержинск, Браслав, Щучин, Житковичи… Такие продовольственные магазины будут открываться во всех областях. Подобные тенденции сейчас наблюдаются и в непродовольственных магазинах: ничем не уступает сегодня столичным магазин «Хозтовары» в Березе с 15—20 тысячами наименований хозтоваров или, скажем, глубокский универмаг, в котором установлено современное торговое оборудование. Ежегодно  планируется переспециализировать и открывать  в райцентрах не менее 70 магазинов по торговле непродтоварами плюс по 30 универмагов наподобие глубокского или лепельского. Да, это борьба за удельный вес в райцентре. Это тот сегмент рынка, который конкуренты сейчас активно пытаются отвоевать у потребительской кооперации. 

«Р»: Скажите, оправданы ли сегодня покупка и установка в районе дорогостоящих кассовых терминалов? Такими системами оборудованы далеко не все минские магазины… 

— Повторюсь, однодневный товарооборот в белыничской «Ласточке» увеличился после модернизации торгового оборудования в 4,5 раза. И дело здесь не только в кассовых терминалах, но и в выносном холоде, и в безналичных расчетах пластиковыми карточками, удлиненном режиме работы, расширенном ассортименте товаров… Сами местные жители признаются: до сих пор поверить не могут, что у них появился магазин уровня Могилева или Минска. В них много нового: расширяется площадь выкладки, появляются группы товаров, которые раньше здесь никогда не продавались. Жителю райцентра сейчас предлагается широчайший внутригрупповой ассортимент – это веление времени. Как следствие, в район активно приходит технология. Если раньше конфеты продавались в коробочках и в кулечках, то сейчас вся кондитерка лежит на открытой выкладке. Покупатель может сам выбрать сорт и количество, насыпать себе, сколько нужно, взвесить и сразу же видеть сумму. Теперь все эти операции происходят в торговом зале, и человек делает более совершенную покупку исходя из своего личного покупательского спроса. В районе в последние несколько лет появляются дорогостоящие спиртные напитки: коньяки, ликеры, бренди, виски, текила и т.д. Раньше мы думали, что таких покупок нет и быть здесь не может. Но это не так: неделю назад в глубокском универсаме мне показали историю продаж, где фигурировало несколько разовых покупок стоимостью полмиллиона рублей, в Поставах – два миллиона... Разумеется, такому покупателю тут же вручается дисконтная карта: ему выгодно приехать в наш магазин и получить скидку на свою следующую покупку. 

Гипермаркет  будет. Но  через  5  лет 

«Р»: Последние полтора года муссировался вопрос о строительстве гипермаркета Белкоопсоюза где-то в районе МКАД... 

— Пока завершен только первый, подготовительный этап. Площадка выбрана (это пересечение Могилевского шоссе и кольцевой автодороги), сейчас там ведутся изыскательские и геодезические работы. Готовится проектно-сметная документация. Проведен тендер среди иностранных инвесторов: предварительно, объемы инвестиций в этот проект – порядка 6,5 миллиона евро. Торговая площадь – от 5 до 7 тысяч квадратных метров, так что он ничем не будет уступать уже действующим в столице гипермаркетам… В любом случае, этот проект – перспектива ближайших пяти лет. Это не основной вопрос потребительской кооперации – скорее возможность заработать дополнительные средства, которые затем можно вложить в главное – в сельскую торговлю. У нас 10 тысяч магазинов, из них почти 8 тысяч находится в сельской местности. Перспектива и завтрашний день кооперации – это агрогородки: ежегодно мы должны отрабатывать их по 240—250. 

«Р»: Что можно сказать об открытии старых, ранее закрытых магазинов на селе? На каких условиях они возобновляют свою работу? 

— Этот процесс во многом обусловлен действием двух программ: совершенствования деятельности потребкооперации, а также Государственной программы возрождения и развития села. Сейчас идет активная миграция населения и концентрация сельских жителей в агрогородках. По социальным стандартам в них создается полный набор магазинов. Если количество жителей превышает 500 человек, то это магазины по торговле продовольственными и непродовольственными товарами плюс объект общественного питания. Если менее — то магазины по торговле смешанным ассортиментом товаров и с наличием элементов общественного питания типа бутербродной. В связи с сокращением численности населения, переходом отдельных населенных пунктов в разряд малочисленных (до 100 жителей) и сокращением объемов товарооборота определенное количество магазинов пришлось закрыть либо сильно свернуть в них торговлю. Поэтому в соответствии с политикой Белкоопсоюза мы ежегодно (начиная с 2005 года) возобновляем работу не менее 130 таких объектов в сельской местности. Да, сегодня это во многом затратная часть, менять ведь приходится практически все: от вывески до технологического оборудования. Но ощутима и отдача: темпы роста потребкооперации по розничному товарообороту выше, чем в целом по республике, а в сельской местности выше даже, чем в целом по Белкоопсоюзу. 

«Р»: Павел Александрович, какова долгосрочная стратегия развития сферы торговли белорусской потребкооперации?    

— Она делится на несколько блоков. Первый – районный центр, где в последние годы за счет развития конкурентной среды нас сильно потеснили и ужали в сегменте рынка. Там мы идем по пути создания лучшего объекта в райцентре – универсама, универмага или специализированного магазина по непродтоварам. Конечно же, сюда входит и строительство мини-магазинов, особенно в новых микрорайонах (по 80—100 ежегодно). А также усовершенствование торгово-технологических процессов и расширение ассортиментной политики. Раньше в сельмаге нельзя было купить такого разнообразного ассортимента из-за отсутствия площадей и оборудования. Теперь есть и то, и другое. Второе направление – село: создание и отработка магазинов в агрогородках с учетом численности населения. В сельской местности – работа магазинов ТПС. А в тех населенных пунктах, где стационарной торговли нет (в республике их около 10 тысяч), — обслуживание населения с помощью автомагазинов. Сейчас ведется их модернизация и перевооружение, создаются более современные условия для продавца и реализуемого товара. Благодаря закупке морозильного и холодильного оборудования автомагазины расширили свой ассортимент и улучшили качество обслуживания. Эта стратегия уже приносит ощутимые результаты: с начала года темпы роста розничного товарооборота составили почти 111 процентов. Чистая прибыль по итогам шести месяцев превысила 6 миллиардов рублей. 

Наказать  продавца рублем  просто. Но  вот  эффективно  ли? 

«Р»: Есть ли в Беларуси райцентры, где потребкооперация пока еще проигрывает частнику?  

— Я бы сказал так: у нас есть райцентры, где удельный вес потребкооперации просто несопоставим с магазинами иной формы собственности. Мы не представлены там своей розничной сетью, в итоге не можем конкурировать на равных. Взять для примера Лиду, Барановичи, Бобруйск, Сморгонь, Горки, Слоним или Жлобин… Но программой развития торговли во всех эти городах предусмотрено создание торгово-розничной сети: мини-магазинов, универсамов, магазинов непродовольственных товаров... Впрочем, это касается не только районных центров, но и областных: несколько таких объектов запланировано к сдаче в Гомеле и в Витебске. Эта стратегия проповедуется и активно внедряется Белкоопсоюзом. Все понимают: именно там наши резервы. Туда мы можем прийти с современной технологией, построить новый магазин или переоборудовать старый – и таким образом увеличить объемы реализации для городского населения.  

«Р»: Одна из главных проблем летнего сезона – торговля продуктами с истекшими сроками годности. Какие еще негативные моменты сопутствуют летним месяцам? 

— Если обострить антагонизм «потребитель—торговля», есть несколько вопросов. Первый – совершенствование режимов работы. Сегодня жители областных центров и столицы, приезжающие в глубинку, хотят попасть в магазин и в 20 часов, и в 22 часа, и рано утром перед отъездом. Не скрою, до последнего времени многие наши магазины работали с 10 до 17 часов или с 10 до 18. И что же? Этот временной фактор всегда с выгодой используют наши конкуренты: если мы открываемся в 10, то они обязательно в 9. И так во всем. Поэтому сейчас в крупных населенных пунктах, а также на автотрассах поставлена задача ввести режим работы с 8 до 22 часов. Без обеда и без выходных. Хотя здесь есть много незаметных на первый взгляд проблем: необходимое наличие работников прилавка, согласование с местными исполкомами продленных графиков работы… Именно по этой причине многие наши круглосуточные магазины закрылись: после 22—23 часов продажа спиртного запрещена, и фактически торговать нет никакого резона (сегодня в системе Белкоопсоюза действует всего 84 магазина с 24-часовым режимом работы). Сроки реализации – второй большой вопрос, над которым мы работаем по разным направлениям. Сразу скажу, его решение лежит не только в плоскости наказания. Представьте, штраф за выявленный факт просрочки (а иногда это одна-две единицы товара) составляет более 600 тысяч рублей – фактически это месячный заработок продавца. Сами понимаете, такой шаг не только не поможет делу, а скорее оттолкнет работника прилавка от своей работы. Выход – в другом: мы не до конца используем такой резерв, как заключение договоров с производителем (гормолзаводами, мясокомбинатами и хлебозаводами) на выгодных для потребкооперации условиях. Их продукция должна миновать оптовые склады и напрямую доставляться в магазины сельской местности специальным транспортом поставщика. Нереализованные же товары и те, чей срок годности истекает, должны приниматься к возврату на предприятия. Выгодно от этого будет всем: при равных условиях я как завмаг всегда возьму больше той продукции, у которой сроки реализации длиннее и исчерпали себя по минимуму. Второй момент – работа с молодыми кадрами, а также завмагами и товароведами: нужно детально объяснять, где и как должны храниться товары с короткими сроками реализации. Как не допускать их истечения и как, в случае чего, возвращать поставщикам. Только за июнь—август в системе Белкоопсоюза проведено более 3000 внутриведомственных проверок, и, к сожалению, факты нарушения есть. По результатам проверок к дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 618 работников торговли, за продажу товаров с истекшими сроками годности с виновных взыскано  24 миллиона 800 тысяч рублей.  

«Булочки  выпекают  прямо  в  магазине и  тут  же  продают» 

«Р»: Вера Павловна, сколько и какие объекты общепита сейчас работают в системе Белкоопсоюза? 

— Это  2913  объектов почти на 150 тысяч мест, в том числе 96 ресторанов, 231 кафе, 1197 столовых, 221 бар и 1168 закусочных, бистро и так далее. 71 процент из них расположен в сельской местности. Конечно, этих объектов недостаточно, и нами разработана Программа развития отрасли общественного питания на 2007—2010 годы. 

«Р»: И что ею предусмотрено? 

— Например, в 2007 году для более полного охвата сельского населения планируется открыть в продмагах центральных усадеб 23 бутербродные. А также 11 детских и молодежных кафе, школьных кафе и буфетов, 37 отделов по продаже кулинарной продукции в торговой сети и 6 магазинов кулинарии. Кроме того, провести ремонт и реконструкцию 169 объектов общественного питания, в том числе 17 ресторанов, 121 столовой, кафе, баров, 9 магазинов кулинарии, 22 объектов на трассах. Плюс обеспечить мелкорозничную торговую сеть специализированным малогабаритным торговым оборудованием, инвентарем, посудой для реализации кондитерских и кулинарных изделий, шашлыков, блинов. И это лишь некоторые пункты. 

«Р»: Слышали, вы активно проводите перевооружение кулинарий… 

— По состоянию на 1 августа в общепите Белкоопсоюза — 150 магазинов кулинарии, причем в этом году появилось 4 новых, а до конца года планируем открыть еще 2. Эти магазины очень перспективны. Среднемесячный розничный товарооборот каждого в Лепельском, Витебском, Зельвенском, Логойском райпо, например, 90 миллионов рублей и более. Почему? В них расширен ассортимент кулинарных и кондитерских изделий, полуфабрикатов – собственной продукции в продаже должно быть не менее 100 наименований. Во многих магазинах кулинарные изделия изготавливаются по заявкам потребителей и доставляются на дом, организована работа кафетериев с кофе-машинами, аппаратами для приготовления свежевыжатого сока, миксерами для коктейлей и т.д. А самой большой популярностью у населения пользуются те магазины, где приготовление сдобно-булочных изделий и кулинарной продукции происходит на виду у покупателей. 

«Р»: Каковы перспективы развития придорожного сервиса? 

— В Белкоопсоюзе разработана специальная программа по развитию придорожного сервиса до 2010 года. За 6 лет мы должны открыть в стране вблизи трасс 30 новых объектов общепита. В 2005 году их открыто 6, в 2006-м — 11, в 2007-м планируем 5. Два из них уже работают. Это мини-кафе «Ивушка» Ивановского райпо в деревне Островок на автотрассе М-10 и кафе «Придорожное» Логойского райпо в деревне Околово на трассе М-3. До конца года будет организована работа еще трех объектов. Это мини-кафе на дороге М-6/Е28 (Ивьевское райпо), мини-кафе на М-1/Е 30 (Толочинское) и кафе на М-8/Е 95 (Быховское). Также в соответствии с программой до 2010 года 60 объектов придорожного сервиса необходимо отремонтировать. 

«Р»: И наконец, как обстоят дела с кондитерскими цехами? 

— Сейчас в системе потребкооперации работает 135 кондитерских цехов. В соответствии с Программой развития отрасли общепита Белкоопсоюза в 2007 году нужно реконструировать и технически переоснастить 28 кондитерских цехов. За 7 месяцев мы реконструировали уже 13 цехов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter