В 2010 году вступает в силу ограничение по возрасту автотранспорта
Если уж приходится куда-то ехать, то хочется сделать это как можно быстрее и комфортнее. Будь то дальняя поездка «на деревню к дедушке» или пятикилометровый рейс на такси. И в том, и в другом случае из двух машин вы, несомненно, выберете помоложе и порезвее — впрочем, если вам позволят это сделать. А если альтернативы нет?
На последней «прямой линии» в редакции «Р» министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Владимир Сосновский пояснил:
— В настоящее время действует решение, запрещающее с января 2007 года эксплуатацию автобусов и автомобилей такси, возраст которых превышает 10 лет. Но с учетом мнения перевозчиков и более взвешенных оценок ситуации решение будет корректироваться. Срок эксплуатации этих машин планируется продлить до 2010 года. Однако в планах государства все-таки вводить определенные ограничения. Мы должны совершенствовать деятельность перевозчиков, потому что надо переходить на более новый, вместительный, экологический, безопасный подвижной состав.
Предложение об ограничении по «автовозрасту» внесло Министерство спорта и туризма Беларуси. Заставила жизнь и печальный опыт — авария под Мелитополем, в которой из-за фирмы-перевозчика, использовавшей старую технику, погибли пять белорусских туристов. По мнению чиновников «путешествующей отрасли», автобусы, перевозящие туристов, не должны быть старше 10 лет, а требования к их техническому состоянию, так же как и к состоянию здоровья садящихся за руль водителей, необходимо ужесточать.
— Сегодня наши транспортные организации готовы к введению ограничительных мер, — считает начальник отдела пассажирских перевозок Управления автомобильного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Юрий Каравайкин. — Что касается такси, мы разрешили использовать машины, которые уже были введены в эксплуатацию до 1 июля 2005 года, еще до 2010 года. Даем возможность работать перевозчикам, но при этом выставляем им определенные требования: прохождение два раза в год техосмотра, усиленный контроль, в том числе со стороны Транспортной инспекции. Они могут параллельно работать и обновлять подвижной состав.
Сегодня рынок перевозок насыщен. Однако, как любой его регулятор, министерство ратует за создание нормальных условий для перевозок пассажиров, в том числе за безопасность перевозок.
— Прошло полтора года после введения этой нормы, — говорит Юрий Каравайкин, — у перевозчиков было достаточно времени, чтобы спланировать организацию своей работы в соответствии с действующим законодательством.
Какое число перевозчиков после введения ограничительных мер покинет рынок перевозок, в Минтрансе не стали прогнозировать. Безопасность перевозок важнее любой экономической составляющей.
— Новые нормы были согласованы с профсоюзной организацией «Садружнасць», ассоциациями такси, с облисполкомами как заказчиками перевозок, — поясняет Юрий Каравайкин и восклицает: — Ну что еще нужно сделать Минтрансу? Опять совершить откат и предложить работать на машинах старше 10 лет? До какого времени? Вопрос достаточно непростой. Конечно, мы понимаем желание многих работать, но перевозчики, допущенные на рынок до 1 июля 2005 года, останутся на нем еще до 2010 года. Мы их права ни в чем не ущемляем…
Скорее всего, считает чиновник, недовольны ситуацией владельцы автомобилей, сдавшие в аренду машину перевозчикам, получившим лицензионную карту. Если отношения между хозяином и наемным работником не сложились, а владелец авто захочет сдать свою машину другому перевозчику, то с 1 января 2007 года последнему не удастся получить лицензионную карту. Именно она является разрешительным документом для ведения бизнеса.
— Возьмите американский опыт, — напоминает Юрий Викторович, — вы не найдете там ни одного старого автомобиля. Но там, чтобы получить лицензию на перевозки, необходимо заплатить колоссальную сумму — порядка 100 тысяч долларов. И человек дорожит этим местом на рынке и готов выполнять все условия. А у нас не всегда даже готовы включать таксометры.
Словом, вопрос, как признают в Минтрансе, непростой, но вносить изменения в норму никто уже не будет. И если кто-то еще надеялся на послабления, увы, в новом году должен будет подумать прежде всего о новой машине. Покупать ее или брать в лизинг, подскажет собственный кошелек.
Вот как комментируют новое положение руководители двух компаний, работающих на рынке транспортных услуг.
Председатель правления ассоциации «Столичное такси» и генеральный директор компании «СИАавто-007» Игорь Верховец:
— Разговоры о возрастных ограничениях такси идут давно, поэтому для нас действия Минтранса не стали неожиданностью. Время подготовиться у нас есть, и, думаю, особых проблем это положение нам не принесет. Сейчас рассматривается программа закупки новых автомобилей, часть парка уже меняется. Нам придется поменять около 70 процентов машин — это порядка 400 автомобилей. Как варианты рассматриваем «Дачию Логан» от «Рено», возможно, белорусские «Саманды». Однако будем исходить из цен и предложений рынка.
Генеральный директор ОАО «Легавтотранс» Владимир Серый:
— Очень правильно, что Минтранс перенес срок ввода ограничения по возрасту на 2010 год. Это даст нам возможность подготовиться. В этом году мы купили одну «Волгу». Что будем покупать дальше, покажет время. Говорить об иномарках сложно: у нас был печальный опыт покупки «Пежо». Мы взяли пять французских машин, но два года эксплуатации их на наших дорогах заставили задуматься о покупке дорогостоящих запчастей. Рассматривать как вариант покупку белорусского «Саманда» тоже не выход. Он создан на основе устаревшей модели «Пежо», к тому же машина пока не обкатана в наших условиях. Да и дороже он, чем «Волга». Между тем к 2010 году нам предстоит приобрести около ста новых машин.