Конвой уполномочен сопроводить

Утро пятницы начинается с конфуза: опаздываю на «летучку» в отдельную специальную роту милиции. Приношу свои извинения, сажусь – журналист в гражданском среди десятка людей в камуфляже. Через минуты — в курсе всех грабежей, разбойных нападений и ориентировок за сутки. Дальше – приказ: «Каменный Лог», транзитные фуры из Прибалтики, два человека – в конвой. Оружейная комната, тонированная бело-синяя «девятка» у крыльца и два бронежилета со шлемами на заднем сиденье. На часах – 10.00.
Утро пятницы начинается с конфуза: опаздываю на «летучку» в отдельную специальную роту милиции. Приношу свои извинения, сажусь – журналист в гражданском среди десятка людей в камуфляже. Через минуты — в курсе всех грабежей, разбойных нападений и ориентировок за сутки. Дальше – приказ: «Каменный Лог», транзитные фуры из Прибалтики, два человека – в конвой. Оружейная комната, тонированная бело-синяя «девятка» у крыльца и два бронежилета со шлемами на заднем сиденье. На часах – 10.00. В бумажной рутине Знакомьтесь, наш боевой экипаж: за рулем – младший инспектор охраны Александр Серегов, по правую руку – старший наряда Андрей Поляченок, позади – автор этих строк. Впереди – два часа пути до Ошмянской таможни, тяготы оформления литовских фур и долгая дорога на север, к белорусско-российскому погранпереходу «Редьки»—«Красное». — На границу они приехали сегодня утром: из клайпедского порта везут на Москву парфюмерию и косметику. Объем и цена партии невелики, поэтому «в усилении» у нас вы, а не автоматчик. По той же причине бронежилеты с касками отлеживаются сейчас на заднем сиденье, — объясняет Андрей Поляченок. – Хотя, знаете, путь неблизкий, всякое может случиться. За девять лет работы в подразделении навидались всякого: автомафиози в Ильичевске, кавказских криминальных «спиртовиков» из Москвы… В ДТП попадали, беглых зэков задерживали – словом, хватило. Восемь командировок на границу в месяц, более десяти тысяч проконвоированных фур на двоих и общий километраж, которым можно опоясать Землю. «Вильнюс 176, 100, 50…» — дорожные указатели мелькают один за другим. Машина стремительно приближает нас к белорусско-литовской границе. Километровая очередь грузовиков, шлагбаум, пограничники и несколько гектаров отвоеванной у леса территории с административными зданиями и открытыми навесами – пункт пропуска «Каменный Лог». — А вы быстро, я и позавтракать не успел. В Литве конвой так сутки ждал, а тут не успел выслать факс, как уже приехали, — искренне удивлен Андрей Кравченко, водитель «скании» с российскими номерами. Пока мы идем в зал таможенного оформления, выясняются подробности предстоящего рейса: у второго дальнобойщика не хватает денег на услуги конвоя, он остается на границе ждать перевода от транспортной компании. 12.10. Мы погружаемся с головой в бумажную рутину. Белорусский транзит – это бесконечный, не знающий перерывов и выходных поток автокараванов. Медикаменты, оборудование, косметика, вещи и продукты питания — каждый день десятки и десятки фур через Гродно и Брест мчат в Москву свои западноевропейские грузы, но… Ни один из этих многотонных «ДАФов», «мерседесов» и «вольво» не двинется дальше полосатого пограничного шлагбаума, пока не представит финансовые гарантии. Есть груз, и есть обязательные таможенные отчисления. Если их общая сумма превышает 50 тысяч долларов, компания-перевозчик должна либо положить деньги на свой счет в банке (пока авто – на территории Республики Беларусь), либо заказать сопровождение. Для водителя и его груза это гарантированная безопасность, для государства — защита от «серого» импорта. 14.00. Мы уже второй час киснем в пункте пропуска. Из Ошмян никак не перешлют факс-подтверждение, в итоге инспектор-таможенник не может приступить к оформлению документов. Водитель нервно курит, солнце нещадно палит – ждем-с. Нужная бумага с подписью приходит в два с копейками. Идем на стоянку. Тент прицепа в сохранности, пломбы целы, номера, наименование груза и данные водителя переписаны. И вот, наконец, бумаги запечатаны в конверт, мы с Андреем в кабине «скании», впереди — бело-синяя «девятка» конвоя с красными номерами. Включаем ближний свет и трогаемся с места. Электронные часы в салоне высвечивают 15.15. «Пустой, трезвый и без денег» — По большому счету, стоимость услуг сопровождения по всей Европе одна и та же: в Литве чуть дороже, в Беларуси дешевле, в целом – около доллара за километр пути. В среднем за конвоирование по одной только транзитной стране приходится выложить около трехсот-четырехсот долларов. Дороговато, но что поделаешь, — говорит Андрей. — Поэтому многие водители пробуют «откупиться» и по прибытии на границу предлагают инспекторам таможни половину таксы: чтоб не выписывали конвой. Чего уж там, предлагал в этот раз и я. Двести у.е. Сразу. Белорусский таможенник пригрозил мне УК и остался тверд. Надо же! Бандиты? Да нет, прошли те времена: даже оружие с собой не берем. В Прибалтике, Польше, Германии и иже с ними спокойно, в Беларуси вообще штиль и безветрие. В России… да, где-то раз в полгода проходит в среде дальнобойщиков слух о том, что кого-то «выпотрошили». Но это далеко, в регионах. В европейской части страны вы с подобным едва ли столкнетесь. Разве что около моста где-нибудь тормознут и за проезд по нему сдерут двести-триста рублей. Что ж, легче заплатить: объезд в таких случаях обычно за пятьдесят-шестьдесят километров. Конвой конвоем, а испытывать судьбу не хочется: мало ли что. После разгрузки Андрей каждый раз ставит на лобовое стекло пластиковую табличку-оберег, на которой огромными буквами написано: «Пустой, трезвый и без денег». 17.20. Заправка. И здесь наши пути расходятся: я снова «заступаю на службу» с нарядом. Всю оставшуюся дорогу до Орши вижу в стекле заднего обзора квадратную кабину «скании»: с включенным ближним светом фар и беззаботным лицом молодого дальнобойщика. «Высокоградусные» страсти …В Беларуси отдельная специальная рота милиции появилась в 1994 году, но, как говорят старожилы подразделения, начиналось все несколько раньше. Сразу после развала Союза, когда крепки еще были прежние экономические связи, приходилось разъезжать по всему «единому и могучему». Алма-Ата, Одесса, Ильичевск, Москва… — билет на самолет, пистолет с патронами в дорожную сумку – и в путь. Именно тогда, в начале 90-х прошлого века, частенько случались неприятные инциденты. Из Ильичевского порта, например, сопровождали в Киев партию дорогих японских джипов. На трассе подкатили бандиты: так и так, уступите груз, иначе… «Иначе» не прошло: по рации оперативно связались с украинским МВД, прибыло подкрепление, и перестрелки удалось избежать. Или вот тоже, «высокоградусные» страсти с российскими спиртовозами: водители, зная, что по ту сторону их уже встречают, отказывались переезжать границу. Что ж, вызывали из Минска автоматчиков и усаживали за руль. Обошлось. — Сейчас такого уже нет. Ну, рассудите сами, какой резон связываться с вооруженными милиционерами и нападать на фуру? Один запрос по рации – и через считанные минуты на трассе весь районный отдел внутренних дел, — рассеивает мои сомнения Александр Серегов. – За последнее десятилетие было всего пару случаев, но все это залетные «гастролеры»: тормозили грузовики без охраны и «чистили», главным образом, бардачки водителей. О страусах, джипе Путина и скакунах в 1 млн.$ 17.50. Мы подъезжаем к Минску, на трассе голосуют. Извините, никак: даже если бы на обочине корчился в судорогах человек, проехали бы, не снижая скорости. За нами — фура, а значит, только сообщение по рации в эфир. Служебная инструкция категорична: остановки только на заправке или… В мае этого года шли под конвоем в Минск три «украинца» с сигаретами. Около Бобруйска один из водителей не справился с управлением — машина опрокинулась в кювет. Пока с сопредельной территории приехал грузовик-дублер и курево перегрузили, прошло двое суток. Читай: две бессонные ночи дежурства на магистрали. — А так что тяжелого? Тяжело сопровождать негабарит: его кузов вдвое длиннее стандартного – сорок метров, эдакая громадина. Приходится специально выбирать дороги, нередко искать объезд, — сетует Андрей Поляченок. — Ну и, конечно, необычные грузы, с ними не соскучишься. Страусов из Польши в Москву возили, джип «мерседес» для охраны Владимира Путина сопровождали, скандального скакуна за миллион долларов в Ратомке три дня охраняли. Доброе и вечное «сеяли»: на счету отдельной специальной роты милиции Департамента охраны – не один десяток выставок, безвозмездно доставленных из России и экспонировавшихся в Национальном художественном музее Республики Беларусь. В числе самых памятных «грузов» – мироточащая икона XVI века из Ярославля и Крест Евфросинии Полоцкой. Самых сложных – гуманитарная помощь в Югославию в 1999-м: колонна из 50 фур тогда растянулась на семь километров. Ее сопровождали восемь машин и двадцать автоматчиков. 21.30. Полтысячи километров через всю страну, пять часов безостановочного хода – и мы у цели. «Скания» замирает за сеткой временной стоянки погранперехода «Редьки». Щелк! – закрылся замок. Старший таможенной смены вскрывает пакет и расписывается в документах о прибытии фуры: «Груз принял». Печать. Роспись. Старший нашего наряда выводит рядом: «Груз сдал». Роспись. Печать. Василий МАТВЕЕВ, «Р» Какое будущее у электронного паспорта На этот вопрос во многом призвана ответить международная конференция, в которой примут участие представители стран СНГ. В том числе и на такой конкретный: будут ли использоваться в паспортах биометрические данные? Проводит международную конференцию в конце августа Министерство внутренних дел Республики Беларусь совместно с Международной организацией по миграции. Накануне конференции по просьбе «Р» ситуацию с внедрением в нашей стране электронного паспорта комментируют заместитель министра внутренних дел Республики Беларусь генерал-майор милиции Виктор ФИЛИСТОВИЧ и генеральный директор УП «ЦНИИТУ» доктор технических наук Александр ПРИБЫЛЬСКИЙ. Комментарий заместителя министра внутренних дел Республики Беларусь Виктора ФИЛИСТОВИЧА: — Целый ряд государств, в том числе страны Европейского союза, провели определенный комплекс организационных и практических мероприятий по повышению степени защиты своих национальных документов от подделки. Они готовы приступить к внедрению биометрических данных в паспорта после получения конкретных рекомендаций из комиссии ЕС, которая должна принять определенное решение и утвердить единые стандарты для всех стран—участников Европейского союза. Некоторые страны уже приступили к внедрению дополнительных степеней защиты документов от подделки. В настоящее время технология повышения степени защищенности проездных документов и введение в них дополнительных степеней защиты, а именно биометрических данных владельца паспорта, включают в себя: лицевую биометрию, предусматривающую нанесение изображения владельца в паспорт с использованием цифровой фотографии высокого качества; биометрию руки или использование отпечатков пальцев; сканирование радужной оболочки глаза. По мнению экспертов, лицевая биометрия должна быть основной степенью защиты, а отпечатки пальцев и радужная оболочка глаза – дополнительной. В настоящее время Советом Евросоюза созданы три группы экспертов, которые работают в разных государствах. Во Франции изучают, каким образом будет внедряться микрочип в документ, в Германии — какие типы чипов внедрять, в Нидерландах – какое оборудование необходимо применять для считывания информации. Министерством внутренних дел Республики Беларусь в течение двух последних лет велась работа по изучению передовых технологий печати и защиты машиносчитываемых документов, используемых рядом государств мира. Распоряжением министра внутренних дел Республики Беларусь в октябре 2003 года была создана рабочая группа по выработке концепции технологии заполнения машиночитаемых документов. Ею выработаны три последовательные стадии модернизации технологии выдачи документов и повышения степени их защиты от подделки: модернизация технологии заполнения паспортной книжки; введение внутреннего документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Республики Беларусь; внедрение микрочипа с биометрическими данными и повышение степени защиты национального паспорта. Для подготовки соответствующего заключения по вопросу о необходимости разработки в Республике Беларусь паспортов с биометрическими данными и средств их контроля в Министерстве внутренних дел в 2004 году проведено межведомственное совещание с участием представителей Государственного секретариата Совета безопасности, Аппарата Совета Министров, прокуратуры, Министерства иностранных дел, Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по налогам и сборам, Комитета государственной безопасности, Государственного комитета пограничных войск, Национальной академии наук. Кроме того, вопрос внесения в паспорт гражданина Республики Беларусь биометрических данных рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете безопасности Республики Беларусь, принявшей ряд решений по этому направлению. В Государственном экспертно-криминалистическом центре МВД, НИУ «НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы», Департаменте государственных знаков при Министерстве финансов и управлении пограничного контроля Государственного комитета пограничных войск проведены экспертизы полученных опытных образцов паспортных книжек, выполненных рядом зарубежных компаний, которые предлагают свои технологии для внедрения в Беларуси. По мнению экспертов, наиболее оптимальной к внедрению является технология с использованием лазерных принтеров, которая не требует изменения бланков машиносчитываемых документов, применяемых в стране. Такая технология соответствует международным стандартам и позволяет при необходимости вносить дополнительные элементы защиты. Правительству Республики Беларусь направлена соответствующая информация по данному вопросу. Во исполнение его поручения в Министерстве внутренних дел создана тендерная комиссия для определения оптимальной технологии заполнения документов и закупки необходимого оборудования, работа которой в настоящее время находится на завершающей стадии. Переход на заполнение паспортной книжки по новой технологии с использованием лазерных принтеров печати и сканированием фотографического изображения лица в паспорт с последующим ламинированием сверхтонким ламинатом является одним из этапов по защите от подделки проездных документов. После проведения целого ряда организационных и практических мероприятий, которые потребуют значительного бюджетного финансирования и выработки соответствующих стандартов со стороны ИКАО и ЕС, МВД Беларуси будет рассматривать вопрос о целесообразности внедрения в национальный паспорт микрочипа с биометрическими данными. Главным, пока нерешенным вопросом остается этическая сторона внедрения биометрических данных в проездные документы, так как непредсказуема реакция граждан на это нововведение. Введение государством новых технологий компьютерного учета своих граждан должно проходить в обстановке большей гласности, проведения широкой информационной кампании, в ходе которой были бы раскрыты и доступно разъяснены механизмы формирования, цели, планы и перспективы ее использования, история вопроса с точки зрения международной практики и предполагаемая социальная польза от предстоящих новшеств. Необходимо безотлагательное изучение и анализ социальных последствий любых нововведений в области указанного компьютерного учета (с учетом зарубежной практики). В Республике Беларусь уже сталкивались с проблемой выдачи паспортов без номера идентификации, в основе которой лежат религиозные убеждения верующих. Некоторые граждане восприняли присвоение им личного номера оскорблением их религиозных чувств, как клеймо, унижающее их личное достоинство. Часть граждан усматривает во введении идентификационного номера возможность установления глобального мирового электронного контроля, манипуляции над сознанием, давление на мировоззренческий выбор личности. В своих заявлениях одни из них указывали, что в номере идентификации якобы содержится упоминаемое в Библии число антихриста — 666, другие воспринимали как оскорбление личного достоинства присвоение им наряду с именем человека «бездушного номера», который ассоциировался у них с клеймом. Эта проблема имеет место не только в Республике Беларусь, но и в Российской Федерации, Украине и ряде государств Евросоюза. Разработка пластиковой идентификационной карты и выбор носителя биометрической информации определяют остальные элементы паспортной системы. Биометрическая информация может содержаться как на специальном отдельном носителе, например чипе, упакованном в пластик, так и непосредственно на самой карте. Использование чипа (лучше бесконтактного, так как контактные чипы недостаточно надежны для паспортных проектов) позволяет обеспечить достаточный уровень секретности и безопасности. Однако наличие большого по размеру кода, содержащего биометрическую информацию, требует применения большого количества дорогих считывателей для создания и чтения паспортов. Таким образом, оказывается, что при изготовлении «дешевых» пластиковых карт значительная часть стоимости переносится на дорогие считыватели, и общая стоимость проекта изменяется мало. Третьей существенной по стоимости аппаратной частью системы является вычислительная техника в базе хранения данных. Следующий аппаратный компонент паспортной системы представляет собой разветвленную информационную сеть для обмена данными и поиска граждан. Для такой информационной сети возможно использование как обычных, так и специально защищенных каналов связи, желательно покрывающих всю территорию действия паспортной системы. Таким образом, введение биометрических паспортов — это не только очень сложный, но и один из наиболее масштабных и дорогих государственных проектов. Так, например, предполагается, что в Российской Федерации на его реализацию до 2007 года будет потрачено около 500 миллионов долларов США. В российский паспорт предполагается включить пластиковую страницу, содержащую цифровое фото, считывающую строку и микросхему с биометрическими параметрами. Цена одного такого паспорта пока не определена, но исходя из международного опыта, предполагается, что он будет стоить от 30 до 60 долларов США. Кроме того, потребуется беспрецедентный уровень взаимодействия большого числа государственных ведомств различного уровня. Только на федеральном уровне в Российской Федерации в проекте участвуют не менее 14 министерств и ведомств, а разработка электронного паспорта с биометрической информацией, как и вопросы его выдачи гражданам, находится в ведении специальной комиссии. Но ведущими госструктурами стали ФПС, ФМС и МИД России, именно в их распоряжении будет основная часть средств по проекту. Кроме того, следует учитывать, что для биометрических систем самым важным является не кодирование биометрической информации в носителе (паспорте или удостоверении), а возможность отличить живой носитель биометрической информации от поддельного. Именно это свойство прежде всего характеризует и обеспечивает реальную надежность и безопасность любой биометрической системы, в том числе паспортной. Надежность системы безопасности определяется прежде всего средствами, которые необходимы для прохождения (взлома) данной системы относительно средств, затраченных на создание самой системы. Стоимость национальной биометрической паспортной системы, построенной по любой технологии, определяется огромными средствами (предварительная оценка только организации биометрического контроля на основных пунктах въезда в США составит 5 миллиардов долларов), и, конечно, государство хочет получить определенные гарантии безопасности вложенных денег. Однако (и это констатировалось в независимых отчетах) практически все биометрические сканеры могут быть легко фальсифицированы поддельным носителем биометрического изображения. Например, получив дактилоскопический отпечаток нужного человека, можно легко изготовить тонкий трехмерный поддельный силиконовый носитель дактилоскопического изображения. Приклеив его к пальцу, можно успешно пройти почти через любой дактилоскопический сканер, имея при этом чужое биометрическое удостоверение личности, и никакое кодирование информации не поможет установить фальсификацию. Изготовление поддельных биометрических носителей — задача достаточно простая, которой в настоящее время мало кто занимается, потому что она еще не актуальна. Таким образом, существует опасность, что огромные затраты на создание глобальной паспортной системы могут быть истрачены впустую, если биометрический сканер не сможет уверенно отличать живой биометрический параметр от поддельного. Любая информация, хранящаяся в цифровом виде, может быть прочитана. Поэтому биометрические базы данных, а не биометрические документы следует защищать и кодировать как можно надежнее. Если сейчас на любом рынке, где торгуют электроникой, можно купить базы данных с номерами паспортов, телефонами и пропиской, то через некоторое время после проведения новой паспортизации можно будет приобрести базы данных с новой информацией. Поэтому биометрический паспорт должен содержать только ту информацию, которая действительно необходима для уверенной идентификации личности. Выводы из этого напрашиваются такие. 1. Электронные системы идентификации личности, построенные на биометрических измерениях, требуют создания централизованных банков данных, в которые занесены результаты биометрических измерений, каналов связи, необходимых для их сравнения и получения дополнительной информации об идентифицируемой личности, а также соответствующее техническое обеспечение в местах контроля. 2. В случае если система идентификации личности будет построена без учета вышеизложенных требований, то она будет отличаться крайней ненадежностью, поскольку процесс установления соответствия личности с предъявленной ею электронным документом производиться не будет. Такая система практически не защищена в случаях, когда проверяемая личность предъявляет ранее похищенные или утерянные электронные документы. 3. В статье под заголовком «Четырехграммовая карточка способна вытащить неподъемные проблемы», опубликованной в газете «Рэспублiка» от 11 июня 2005 года, шла речь об одном из элементов системы электронной идентификации личности, построенной на биометрических измерениях, а именно самой карточки. Сама система электронной идентификации личности потребует значительных материальных затрат и согласования на этапах разработки, внедрения и эксплуатации между различными государственными органами. Комментарий генерального директора УП «ЦНИИТУ» Александра ПРИБЫЛЬСКОГО: — Заместитель министра внутренних дел В.Филистович признает, что проблема введения электронных документов существует и ее необходимо решать. Те сложности, о которых ведется речь, не являются непреодолимыми. Проблема не в том, как решить поставленные задачи, а в том, что ни одна организация в Республике Беларусь пока не взяла на себя ответственность по решению этой задачи. На наш взгляд, ответственность за выпуск всех видов электронных документов необходимо возложить на Министерство юстиции, а Министерство промышленности обеспечит выпуск необходимого числа электронных карточек. При этом выпуск паспорта в традиционном его понимании не требуется. Ответственность за выпуск электронного паспорта, думается, следует возложить на МИД, а непосредственно выпуск электронных паспортов поручить Министерству финансов, электронную «начинку» будет изготавливать Министерство промышленности. Обязательным условием выполнения этих планов является наличие национального реестра населения. Республика Беларусь является высокоинтеллектуальной страной. Это вполне может найти подтверждение в выпуске такой продукции, как электронные документы. Однако время идет, но пока никакого решения не принято, и любое промедление чревато тем, что все наши соседи (как минимум Россия, Украина и Польша) в данной области уйдут далеко вперед.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter