Конверты заказывали?

Как  «серые»  зарплаты  отмыть  добела

Как  «серые»  зарплаты  отмыть  добела

Большинство белорусов  на том или ином этапе своей карьеры сталкивались с таким явлением, как зарплата «в конвертах». Нетрудно догадаться, что «конвертный» способ оплаты труда, при котором часть заработной платы сотрудников выплачивается неучтенной наличностью, с которой не отчисляются налоги, выгоден прежде всего работодателю. Работникам же, похоже, все равно: деньги — они и в Африке деньги. 

Экономика  в  «тени» 

Проблема «теневых» зарплат в Беларуси — долгоиграющая. Еще в 2002 году глава государства поручил правительству разработать план мероприятий по предотвращению выплаты зарплаты «в конвертах». Но, как ни бились чиновники всех рангов над проблемой, она по-прежнему остается актуальной. Более того, становится только острее. «В прошлом году мы отметили 20 лет с начала появления первых кооперативов, значит, те люди, которые некогда уходили работать в частный бизнес, сегодня приближаются к пенсионному возрасту…»поясняет заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко. 

Контролирующие органы не перестают доказывать общественности, что проблема легализации доходов многоуровневая. И, как это ни кажется странным, она затрагивает интересы не только государства, недополучающего миллионы подоходного налога, но и простых граждан. Как показывает практика, основным источником для выплаты «конвертной» зарплаты является неучтенная выручка, денежные доходы от незаконных финансовых операций и незаконной предпринимательской деятельности, а также наличие в штате «мертвых душ» — сотрудников, которым зарплата начисляется, но не выплачивается. Заместитель директора Департамента финансовых расследований КГК Евгений Мочайло отметил: выплата зарплаты «в конвертах» — это результат целого комплекса серьезных нарушений в деятельности субъектов хозяйствования. Так сказать, последний этап. «Ведь чтобы вы­платить неучтенные деньги, их нужно откуда-то достать. Если на предприятии существует «серая» касса, значит, существует и «серый» денежный оборот», — объясняет специалист. 

Эксперты МНС указывают, что чаще всего нарушения встречаются в сферах строительства, торговли, обслуживания населения, причем в большинстве случаев в коммерческих организациях. В госсекторе такие случаи тоже бывают, но их сравнительно немного — там больше контроля. Нередко бывает так, что работник официально по ведомости получает зарплату лишь частично, а порой и вовсе трудится без заключения письменного договора. При этом налоговики говорят, что работа по пресечению случаев выплаты заработной платы «в конвертах» ими ведется на постоянной основе. Так, в 2007 году в Беларуси выявлено более 1,5 тыс. фактов нарушений в этой сфере, а общая сумма предъявленного к доплате в бюджет налога составила более 600 млн. белорусских рублей. Хотя, по словам заместителя министра по налогам и сборам Василия Каменко, сегодня органы фиксируют только верхушку айсберга. На самом деле явление значительно более распространенное, нежели принято считать. 

В прошлом году контролирующими органами были пойманы «с поличным» 411 субъектов хозяйствования, выплативших заработную плату ниже минимально гарантированного уровня либо вообще «зажавших» ее от своих работников. Еще 308 субъектов предпринимательской деятельности были уличены в том, что не заключали в письменной форме трудовые договоры со своими наемными работниками, было выявлено 344 факта выплаты гражданам заработной платы без отражения в регистрах бухгалтерского учета. Кроме того, 84 индивидуальных предпринимателя, которые в нарушение законодательства привлекали к работе более 3 физических лиц. 

Впрочем, у «зарплатной монеты» две стороны. Константин Иванов, председатель Республиканского союза предпринимателей «БелСН», отмечает, что проблема «серых» зарплат в частном секторе надуманная: «На мой взгляд, 90—95 % нанимателей строят свои зарплатные отношения с работниками по открытой схеме». По мнению предпринимателя, грешат махинациями с «теневыми» деньгами только те бизнесмены, кому нечего терять: кто не имеет своей технической базы, помещений. Для таких даже штрафы не наказание. А вот для солидного бизнеса игры с законом могут стоить дорого. Когда за подобные правонарушения директор предприятия может и вовсе лишиться своего бизнеса, это достаточно серьезный стимул для того, чтобы играть по-честному. 

В  поисках  панацеи 

Представители МНС отмечают, что универсального способа «отбелить» «серые» зарплаты пока не найдено. Более того, даже выявить факты их выплаты без помощи работников обычно не представляется возможным. А жаловаться на работодателей последние, как правило, идут только в крайнем случае: если их права были ущемлены и появилось острое желание поквитаться с обидчиком. Так что контрольная деятельность налоговых инспекций сегодня ориентирована прежде всего на предприятия, где выплата заработной платы осуществляется в небольших размерах: на уровне бюджета прожиточного минимума или ниже. Налоговиками устанавливается, полностью ли отражаются в бухучете все совершаемые этими предприятиями сделки, уплачиваются ли налоги в бюджет… 

Хотя на деле самым действенным механизмом контроля за физлицами, получающими нелегальные доходы, оказалось сопоставление их легальных доходов с расходами. Ведь обнаруженная налоговыми органами разница подлежит налогообложению. По словам Василия Каменко, в 2007 году было истребовано 1205 деклараций у граждан, легальность доходов которых вызвала сомнения. В итоге сумма исчисленного и предъявленного к уплате налога составила 99,5 млн. белорусских рублей. 

Председатель Постоянной комиссии по труду, соцзащите, делам ветеранов и инвалидов Палаты представителей Национального собрания Сергей Каменецкий указывает, что контролирующие органы сегодня идут исключительно по репрессивному пути: запретить, наказать, взыскать, привлечь... А именно в этом и заключается их основная ошибка. «Нужно повернуться лицом к работникам, отменить штрафы и пеню как наказание для физических лиц, получающих зарплату «в конвертах», и не наказывать со всей строгостью тех, кто ее платит. Нужно создавать условия, чтобы у них даже не возникало такого соблазна», — говорит он. 

Для борьбы с зарплатой «в конвертах» специалисты предлагают интересный прием: существенно увеличить уровень минимальной зарплаты. Таким образом, пусть не все, но хотя бы часть денег плавно перетечет из конвертов в платежные ведомости. Правда, такой путь чреват совсем другими сложностями: сегодня на МЗП завязано множество других экономических показателей, и ее увеличение может пагубно сказаться на экономике страны в целом. 

Рассматривается и вопрос введения двухуровневой шкалы уплаты подоходного налога. «Введение плоской 13-процентной шкалы, как в России, неперспективно, — указывает начальник Главного управления налогообложения физических лиц МНС Галина Радюкевич. — Во всем мире величина налогового обязательства зависит от размера дохода». 

Однако бытующее мнение о том, что якобы высокие ставки подоходного налога провоцируют расцвет «конвертных» зарплат, не совсем соответствует истине. Ведь подоходный налог выплачивается за счет работников, а не нанимателей. Поэтому уменьшение налоговой нагрузки проблемы также не решит. Скорее всего, речь о результате будет идти в случае кардинального пересмотра налогового законодательства, в частности тех его пунктов, которые касаются отчислений предприятиями средств в Фонд социальной защиты. 

Кроме того, не стоит забывать, что вынуждает нанимателей прибегать к доплатам «в конверте» единая тарифная сетка и порядок отнесения затрат по оплате труда на себестоимость… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter