Конверт из 44-го

Наверное, это свойство возраста.
Наверное, это свойство возраста. Все чаще я перебираю семейный архив, что хранится в большой старой коробке. Здесь - всего понемногу из жизни нашей семьи. И хорошего, и плохого. Вот старый конверт (есть такая привычка к аккуратности - хранить даже конверты). Год его отправки - 1944-й. Обратный адрес - Минский райвоенкомат. Принес он нам тогда две вести. Хорошую и страшную. Одну - что наш отец, считавшийся в ту пору пропавшим без вести, все-таки погиб на фронте в 1943 году. А вторую - вот этот снимок. Здесь мы - еще совсем дети: я, мои братья и сестра. Сейчас копия этого снимка хранится в семейных архивах каждого из нас как великая ценность. А ценность в том, что война на нем закончилась только вчера. Нас, деток с оккупированных и только-только освобожденных территорий, щелкнул буквально на бегу какой-то военный корреспондент. К сожалению, имя его память не сохранила. Теперь вот и спасибо за эту бесценную карточку сказать некому.

Спасибо хочется сказать и еще одному человеку - нашей мужественной матери.

Весть о гибели отца совпала для нас с долгожданным освобождением. Но наша мама, Екатерина Федоровна Осипчик, не впала в отчаяние. Она была сильной женщиной. Ее уже нет с нами, она не расскажет, чего ей стоило с четырьмя детьми пережить долгую оккупацию. Наш отец был членом партии, потому все три бесконечных года мы вздрагивали от каждого стука. Немало сил потом матери стоило отучить нас от страха, которым было наполнено детство. Самому старшему из нас - брату Алексею - в год освобождения исполнилось 10 лет. Младшей - сестричке Майечке - 3 года. Мы, как все дети того времени, рано стали взрослыми. Мать работала от зари до зари, чтобы нас на ноги поднять. А мы с братьями, как умели, заботились о наших женщинах. Все лето, как только начинались каникулы, трудились в колхозе. Потом - пока совсем темно не станет - в лес за ягодами. Наутро кто-то из нас шел в город продавать добычу. Вырученных средств как раз хватало на одежду и учебники. Очень уж нам тогда учиться хотелось. Читали все, что под руку попадется: обрывки газет, редкие в деревне книги. Мама освоила шитье - даже зимнюю одежду нам сама шила. А потом и сестру научила. Для нее это стало делом всей жизни - много лет Майя проработала закройщиком верхней одежды Минбыта.

Все мы - люди мастеровые, в большое начальство не выбились. Но работали много и честно. Сейчас уже на заслуженном отдыхе. Только когда взрослыми стали и завели собственные семьи, смогли понять, чего стоило нашей матери одной нас всех тянуть. Но она смогла, она вытянула. Сберегла нашу семью, растила нас так, что не чувствовали мы, что семья неполная, на всю жизнь усвоили, что отчий дом - то теплое и родное место, где всегда примут. Теперь вот жалеем, как, наверное, и все дети на свете, что мало мы маме добрых слов говорили. Не скупитесь на добро, ведь потом можно всю жизнь жалеть о том, чего в свое время не сделал...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter