О трендах мировой журналистики студентам БГУ рассказали профессионалы медиаотрасли

Конвергентный образ мышления

Средства массовой информации активно развиваются в цифровом пространстве. Идет активная борьба за внимание читателя — теперь только красиво сверстанной газетной полосой с большими снимками никого не удивишь. Поэтому сегодня актуален вопрос: как конкурировать с молниеносно развивающимися интернет-медиа? Корреспонденты «Р» побывали на мастер-классах школы журналистики, где именитые профессионалы из Беларуси и России поделились своим опытом.

Мастер-классы заточены на помощь молодым журналистам

На факультете журналистики БГУ вчера было многолюдно. К студентам и преподавателям на день присоединились мэтры нашей и зарубежной журналистики. Раз в год во время Белорусского международного медиафорума они проводят мастер-классы, семинары и лекции. А послушать их, перенять опыт и внедрить в своей работе новые фишки приезжают журналисты со всей страны. Тема школы журналистики в этом году — «Образование журналиста в эпоху цифровых технологий». Итак, слово профессионалам.

Павел ЛЕГКИЙ, первый заместитель министра информации:


— Здорово, что студенты встретились с акулами пера и виртуозами ротационных машин. Этот день насыщен конкретной, предметной и полезной информацией. Он воплощает то, к чему мы стремимся в рамках медиафорума — меньше теории, больше советов, которые можно использовать на практике. Это не просто площадка общения, где мы завязываем дружеские связи — мастер-классы заточены на помощь молодым журналистам. А они у нас, говорю честно, имеют огромный потенциал.


Иван СИНИЧКИН, заместитель директора — главного редактора Издательского дома «Беларусь сегодня»:


— Существует много современных мировых тенденций, которые применимы на практике и в наших СМИ. Газете в последнее время все сложнее доходить до своего читателя. Да, у людей постарше это дело привычки — кто-то уже много лет выписывает, а кто-то покупает прессу в киоске. Но как завоевать доверие молодежи? Нужно по максимуму эксплуатировать новые технологии и соцсети. Например, печатная периодика ограничена в возможностях — на полосе помещается только два-три снимка. В то время как сайт предлагает целую галерею. Такая же история и с видео. Сейчас «СБ» работает в мультимедийном направлении. Есть такая функция — дополненной реальности: нужно просто открыть мобильную версию сайта, навести свой смартфон на газетную полосу и на экране посмотреть дополнительные материалы по теме, например видео. Эту новинку можно обыгрывать по-разному. Скажем, люди любят разгадывать сканворды, но не всегда знают ответы на вопросы. Простые манипуляции со смартфоном — и дополненная реальность поможет читателю получить подсказку. Вторая актуальная тема — стрим-трансляции: сегодня многим более интересно смотреть онлайн, что происходит. Это и менее затратно, чем сделать полноценный сюжет — здесь понадобится только телефон. Не нужно потом тратить время на монтаж и «упаковку» — люди присоединились к онлайну, пролайкали и прокомментировали видео, а СМИ получили массу обратной связи. Вообще, соцсети важны как дополнительная площадка распространения информации. Журналист, когда создает материалы, хочет, чтобы их прочитали. И не важно, читатель увидит статью в соцсетях или на сайте — главное, чтобы увидел и прочел. Поэтому сейчас есть тенденция — не призывать людей «переходить по ссылке и читать на сайте», а давать готовую информацию уже на страничках в соцсетях.

Александр ГУРНОВ, генеральный директор Телевизионной службы новостей:


— Я не считаю, что журналистика изменилась с появлением цифры. Если, скажем, взять газетную журналистику, то сначала была плоская печать, а потом появился офсетный способ. Но, по сути, какая разница, каким образом делается газета. Так и с цифрой — это просто еще один способ доставки информации к потребителю. Также актуальным вопросом в медийной сфере остается вопрос информационной войны и реагирования на нее. Сейчас многие говорят, что мы живем в эпоху постправды. У меня такое понятие ассоциируется с некой лингвистической агрессией. Взять те же фейк-ньюс. Что это такое? Это открытое вранье журналистов, дезинформация. Ложь, пропаганда, агитация и дезинформация становятся частью информационной войны. Почему так происходит? Просто прежде чем заниматься политической журналистикой, нужно в первую очередь понять, кто мы вообще такие. Не сделав вывод, кто мы такие, мы не поймем, кто наши друзья и кто враги и есть ли они у нас вообще. Сегодня идеология стала слишком хрупким веществом, чтобы инициировать некие союзы, страны, фронты и все что угодно. Идеология сейчас — это не то, что держит людей. А держат их культура, цивилизационные основы.

glushko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter