Контуры строительства АЭС становятся четче

Несколько на первый взгляд разрозненных новостей последнего времени складываются в достаточно отчетливую картину строительства белорусской АЭС...

Несколько на первый взгляд разрозненных новостей последнего времени складываются в достаточно отчетливую картину строительства белорусской АЭС. На стройплощадке под Островцом закончились подготовительные работы, которые велись за счет белорусской стороны. Сообщив об этом во время недавнего посещения Президентом Минской ТЭЦ–5, первый вице–премьер Владимир Семашко обрисовал и ближайшие перспективы.


В конце января подписан контракт на проектирование станции. Российский партнер — «Атомпромстройэкспорт» уже его начал. Предварительный график предполагает начало земляных работ на площадке уже в середине этого года. А в начале осени начнется заливка бетона. В.Семашко подвел промежуточный итог: «Все делается с таким расчетом, чтобы в 2017 году был введен первый энергоблок. Все у нас идет по плану, в соответствии с достигнутыми договоренностями».


Одновременно первый вице–премьер сделал еще одно важное заявление о стоимости объекта. Она не должна быть выше цены Балтийской АЭС в России, которая строится под Калининградом. Об этом достигнута принципиальная договоренность с главой «Росатома» Сергеем Кириенко. Она зафиксирована соответствующим протоколом.


Практически полностью очерчены и контуры участия российской стороны в финансировании белорусского проекта. Основную его часть, как известно, закроет государственный экспортный кредит России в сумме 10 млрд. долларов. Однако есть нюанс. 10 процентов стоимости работ белорусская сторона должна проавансировать за свой счет. В ближайшие 5 лет в соответствии с контрактами, которые будут заключаться, на это потребуется полмиллиарда долларов. Тоже немалая сумма. Впрочем, и здесь найден приемлемый вариант. Эти авансовые платежи прокредитует российский Внешэкономбанк. Об этом недавно сообщил его руководитель Владимир Дмитриев во время встречи с Президентом. Детали уточнил глава белорусской «дочки» российского банка — Белвнешэкономбанка — Павел Каллаур. ВЭБ будет выделять кредит траншами. 100 миллионов в 2012 году, по 130 — в 2013–м и 2014–м, оставшиеся 140 млн. долларов — в 2015 году.


Таким образом, нерешенных вопросов по строительству станции не осталось. Определено все, до мельчайших деталей. От подготовки площадки, проектирования и начала строительства до финансирования всех этапов. И активное участие российской стороны видится вполне логичным и обоснованным. Президент во время встречи с В.Дмитриевым сказал: «Думаю, что для России в этот период, когда идет спор о необходимости атомной энергетики, строительство этого объекта является крайне важным проектом. Мы уже говорили об этом с Дмитрием Медведевым, Владимиром Путиным. Это для нас и для России очень важный проект. Технологии Российской Федерации, наши возможности и строительство этого объекта в Беларуси будут говорить о том, что век атомной энергетики будет продолжаться».


Посыл очевидный. Практически одновременная успешная реализация двух похожих проектов (в Беларуси и под Калининградом) станет серьезной заявкой российских атомщиков на продвижение своих услуг на мировом рынке. Это не просто реклама. Это убедительное доказательство возможностей действием. Скупиться на такой промоушн не с руки. Стратегические выгоды на десятилетия вперед куда весомее. К слову, участие белорусских строителей в возведении АЭС в этом смысле тоже очень важно. Лучшего свидетельства мастерства, пожалуй, не сыщешь. Это открывает массу возможностей на внешних рынках.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter