Концептуальный подход

Можно ли заглянуть в будущее на много лет вперед? Нужно! Особенно когда дело касается обеспечения энергоресурсами...
Можно ли заглянуть в будущее на много лет вперед? Нужно! Особенно когда дело касается обеспечения энергоресурсами. Точно предугадать, какими будут цены на нефть и газ, сложно. Но чтобы правильно действовать в быстроменяющемся мире, нужно мыслить стратегически.

В январе этого года Президент дал поручение разработать концепцию энергетической безопасности страны до 2020 года. В отличие от прежней, она должна учесть значительный рост цен на российские энергоресурсы. Задачи усложнились — решения должны быть адекватными. В считанные месяцы Администрация Президента, Правительство, представители исполкомов и предприятий разработали программу действий. Получился объемный документ. На днях основные положения его доложили Александру Лукашенко помощник Президента С.Ткачев и председатель президиума Национальной академии наук М.Мясникович.

Подробности в эксклюзивном интервью «СБ» Михаила Мясниковича.

— Михаил Владимирович, на днях вы представляли Президенту проект концепции энергетической безопасности. Что в нем принципиально нового?

— Документ содержит несколько новшеств. Первое и, пожалуй, самое главное — составлен топливно–энергетический баланс страны до 2020 года. Это то, чего никогда не делалось раньше, и то, чего нет у большинства государств. Сколько и каких ресурсов будет потребляться — газ, мазут, местные виды топлива, альтернативные и возобновляемые источники, атомная энергетика. Это базисный показатель. Вокруг него будут строиться все планы развития страны...

— Сегодня, как известно, львиную долю в нашем балансе занимает российский газ. К 2020 году ситуация изменится?

— Структура топливно–энергетического баланса будет значительно отличаться от нынешней. Доля газа должна снизиться с 80 до 50 процентов. Параллельно планируется сокращать зависимость от одного поставщика. Впервые в баланс войдет каменный уголь. На это топливо перейдут все цементные заводы. Кроме того, по одной угольной электростанции планируется построить в Брестской, Гродненской и Гомельской областях. Конкретизированы в концепции вопросы, связанные с атомной энергетикой. Предполагается шире использовать местное топливо.

— Много сегодня говорится об энергоэффективности. Каких инициатив в этом отношении следует ожидать?

— Концепция предусматривает новую, «сквозную» методологию в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Если коротко: на уровне страны будет определяться энергоемкость ВВП, а на уровне министерств, а также регионов и предприятий — отношение потребленных ресурсов к стоимости произведенной продукции. Хочу подчеркнуть, главная задача для наших предприятий — чтобы они, увеличивая производство, снижали затраты в расчете на единицу продукции. Для этого будет разработана система стимулирования. В том числе планируется ввести повышенную плату за тепло и электричество в случаях, когда предприятие или учреждение не укладывается в установленные Правительством объемы. Появятся лимиты потребления энергии, превышать которые будет нельзя.

— Звучит сурово... А что ждет нарушителей?

— Допустим, завод выпускает станки или грузовые автомобили. Ему устанавливается задание по экономии, соответствующие тарифы и объем электрической энергии, который предприятие может использовать в отчетный период. Если этот объем превышается, предприятие может быть отключено от энергосистемы. Выбрали весь лимит за 25 дней вместо 30 – извольте, 5 дней придется стоять. Но надо понимать правильно: если на заводе бурный рост, осуществлена модернизация и увеличен объем выпуска продукции сверх плана, то, разумеется, никто такой завод отключать не будет. Речь идет о том, что удельные расходы ресурсов на единицу продукции или же на один рубль не должны увеличиваться. Точнее, они должны снижаться.

— Михаил Владимирович, большие планы требуют больших вложений. Какие источники финансирования позволят реализовать концепцию?

— По нашим оценкам, на выполнение мер, предусмотренных концепцией, потребуется около 19 миллиардов долларов. Сюда включено строительство АЭС и других станций. Если говорить о проектах, запланированных в большой энергетике, то основным источником финансирования, как предполагается, будут тарифы на электроэнергию, а также уход от перекрестного субсидирования. Сегодня у нас много предприятий, которые имеют льготные тарифы, другие же вынуждены платить больше. Конечно, жизнь есть жизнь и определенная дифференциация в оплате все равно сохранится, но все–таки она будет значительно меньше.

Среди других источников — кредитные ресурсы и бюджетные средства. Без них реализовать многие масштабные проекты сложно. Кроме того, в энергетику необходимо вовлекать прямые иностранные инвестиции. Кстати, к нам уже поступают предложения из–за рубежа о строительстве в Беларуси гидроэлектростанций и не только. Зарубежные компании готовы вложить деньги и затем возвращать инвестиции, получая выручку от продажи электроэнергии.

— И еще один вопрос, который, уверен, интересует многих. Общаясь со специалистами, приходится слышать, что сегодня необходима простая и понятная система премирования за сэкономленную энергию работников, директоров, ученых. Этот момент нашел отражение в концепции?

— Безусловно. Предложенная «сквозная» методика позволит объективно видеть, сколько сэкономлено в отрасли, на предприятии. Кроме того, Правительством принято постановление, которое предусматривает стимулирование за экономию топливно–энергетических ресурсов. Это очень важный шаг.

Цифры

К 2020 году ВВП Беларуси должен вырасти в 3,2 раза. При этом планируется, что объем энергопотребления увеличится не более чем в 1,3 раза по сравнению с 2005 годом.

Проект концепции энергобезопасности предусматривает увеличение мощностей по хранению топлива. К 2020 году резервных объемов газа должно хватить на 45 зимних суток бесперебойной работы экономики, а мазута — на 90.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter