Концепция формирования системы национальных рейтингов разработана в Беларуси

Национальный банк Беларуси предлагает рассмотреть проект концепции формирования в республике системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале. Об этом сказано в письме Нацбанка организациям, банкам и структурным подразделениям центробанка, которое содержит проект данной концепции

Национальный банк Беларуси предлагает рассмотреть проект концепции формирования в республике системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале. Об этом сказано в письме Нацбанка организациям, банкам и структурным подразделениям центробанка, которое содержит проект данной концепции

Согласно проекту, стратегической целью формирования в Беларуси системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале следует считать развитие экономики республики в части рынка ценных бумаг, банковской и страховой деятельности, внутренних и внешних инвестиций. На сегодняшний день применение кредитных рейтингов весьма узко ограничено белорусским законодательством. Используются международные кредитные рейтинги, присвоенные контрагентам банков, при определении белорусскими банками кредитных рисков и формировании резервов. "Вместе с тем потенциал использования рейтингов в экономических отношениях в Беларуси весьма высок", - полагают авторы концепции.

Документ предусматривает формирование в Беларуси экономических, законодательных, институциональных, инфраструктурных и иных условий для появления национальных рейтинговых агентств и привлечения в страну международных и иностранных рейтинговых агентств. Прежде всего, реализация положений концепции предполагает разработку и принятие закона о рейтингах и рейтинговой деятельности в Беларуси, а также внесение изменений и дополнений в законодательство для использования рейтингов в экономических отношениях.

В проекте концепции прописана система регулирования, аккредитации и контроля за деятельностью рейтинговых агентств со стороны государства. При этом предполагается, что Совет Министров станет определять порядок функционирования рейтинговых агентств, а также использования рейтингов в экономических отношениях в рамках полномочий по обеспечению проведения единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики. Министерство финансов будет являться основным органом госуправления по вопросам регулирования деятельности рейтинговых агентств, присвоения и использования рейтингов на добровольной и обязательной основе. За министерством также предлагается закрепить полномочия по аккредитации рейтинговых агентств. Национальный банк в свою очередь будет определять порядок использования рейтингов эмитентов (включая банки и небанковские кредитно-финансовые организации) и их долговых обязательств в банковской деятельности, а также для регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Также в проекте концепции предложены механизмы, которые будут стимулировать получение национальных рейтингов. В числе таких мер стимулирования может быть использовано включение расходов на получение рейтингов в состав затрат на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении.

Кроме того, среди таких стимулов в банковском секторе предлагается рассматривать особые требования по формированию фонда обязательных резервов для банков, имеющих кредитный рейтинг определенного уровня, первоочередное рассмотрение заявок на получение кредитных ресурсов для юридических лиц, имеющих рейтинги.

В сфере выпуска и обращения ценных бумаг это может быть упрощение допуска ценных бумаг, которым присвоены рейтинги, к обращению в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", возможность выпуска ценных бумаг без обеспечения при наличии рейтингов у эмитентов или присвоенных выпускам ценных бумаг определенного уровня рейтингов.

Среди стимулов в сфере участия государства в финансировании экономики - финансирование Банком развития Беларуси предприятий, которым присвоены национальные кредитные рейтинги, дифференциация условий финансирования за счет средств Банка развития Беларуси, бюджетных источников, а также под гарантии правительства с учетом национальных рейтингов, присвоенных должнику.

В сфере страхования стимулом для получения национальных рейтингов может стать в том числе дифференциация размеров страховых взносов, условий страхования в зависимости от рейтингов, присвоенных эмитенту.

БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter