Концентрация капитала

О создании Белорусского банка малого бизнеса
Что такое концентрация капитала? Это то, что происходит сейчас в Минске. Высокопоставленные сотрудники иностранных банков и финансовых корпораций (назову лишь некоторые: Европейский банк реконструкции и развития, японский SMBC, латвийский Trasta komercbanka, международный Home Credit Group) съехались в нашу столицу. Многообещающий знак, не правда ли? Международная банковская конференция у нас проводится не впервые, но такой представительности ее завсегдатаи не припомнят...

Накануне конференции произошло другое событие, привлекшее внимание деловых людей. Европейский банк реконструкции и развития и семь международных инвесторов договорились о создании Белорусского банка малого бизнеса. Этого ждали многие предприниматели, и вот оно сбылось. Акционеры подписали в Минске договор об инвестировании в банк 7 миллионов евро. После двух лет работы новой структуры ЕБРР и партнеры намерены инвестировать в нее еще 5 миллионов евро.

Директор ЕБРР по Беларуси, Молдове и странам Кавказа Майкл Дейви так оценил начинание: «Государство должно быть заинтересовано в этом проекте, поскольку это прямые инвестиции в страну. Кроме того, это будет содействовать выполнению госпрограммы развития малых и средних городов». За этими словами, на мой взгляд, стоит целая тенденция.

Раньше зарубежные партнеры обыкновенно пускались в нравоучения, наставляя белорусскую хозяйственную систему на «праведный» путь. Теперь — иначе. Каждая страна имеет право на собственную модель развития. Этот постулат принят международными корпорациями к сведению. Метаморфоза, как мне кажется, произошла по двум причинам. Первая — твердая позиция белорусского руководства, отстаивающего национальные интересы. Вторая — опыт самих транснациональных компаний. Последние несколько лет показали, что стандартные либеральные рецепты по–разному работают в США, Китае, Бразилии, Молдове, Беларуси... Мир, как это ни банально, разнообразен. И бизнес должен приноравливаться к контексту, который сложился в той или иной стране. Вот почему, на мой взгляд, Майкл Дейви говорил о госпрограмме развития малых городов, а не об уже изрядно поднабившей оскомину либерализации, например.

Однако бизнес — это дорога с двусторонним движением. И если мы хотим, чтобы к нам шли солидные брэнды со своими деньгами, знаниями и технологиями, то нельзя не учитывать интересов инвесторов. Банковский сектор в этом отношении пример для других отраслей: туристической, строительной, промышленной... Условия на нашем финансовом рынке за последние пару лет улучшились столь существенно, что инвестиционные предложения стали поступать сплошным потоком. Иметь активы в Беларуси стало привлекательной целью для ведущих российских банков. В этом году, напомню, крупные пакеты акций были приобретены россиянами в Славнефтебанке и Белвнешэкономбанке. Предполагается, что до конца года может состояться сделка по покупке акций Межторгбанка российским «Альфа–Банком». Работать на нашем финансовом рынке желают и западные структуры. Так, вчера Европейский банк реконструкции и развития сделал еще один знаковый шаг: подтвердил свое намерение приобрести часть акций в «РРБ–Банке». Председатель правления «РРБ–Банка» Юрий Мартынов не скрывал своего удовлетворения от факта, что предстоит вести бизнес с таким авторитетным партнером...

Кстати, интерес к нашему финансовому рынку проявляют и другие европейские организации с солидной репутацией. Кроме того, они готовы по примеру ЕБРР вкладывать деньги в создание новых банков. То есть речь идет и о прямых иностранных инвестициях в Беларусь.

И здесь вспоминается выступление главы Нацбанка Петра Прокоповича на недавнем совещании Президента с Правительством. Прямые иностранные вложения — это тот ресурс, который сегодня не задействован нашей экономикой. В прошлом году в страну было привлечено немногим более 700 миллионов долларов таких инвестиций. Цифра скромная. В Чехии, например, годовой объем вложений из–за рубежа в сто раз больше! Банки и заводы создаются инвесторами с нуля. Улучшается торговое сальдо (тема номер один в последних отчетах нашего Правительства). Решается проблема сбыта (мировые брэнды имеют хорошо отлаженные сети). Сказка наяву? Может, и не совсем так. Но, по крайней мере, избавление от многих головных болей для госуправленцев.

И самое главное — нет нагрузки на бюджет! Для того чтобы привлечь богатых и серьезных бизнесменов, нужно лишь две вещи. Разгрузить «бюрократию» и создать привлекательную налоговую систему. Сделать так, чтобы у нас было «чуть лучше», чем в других странах. Понимание этого в Правительстве есть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter