Контрольно–следовая полоса

Поиск следов для обнаружения и задержания нарушителей с давних пор находил применение в службе по охране границ...

Поиск следов для обнаружения и задержания нарушителей с давних пор находил применение в службе по охране границ. Можно предполагать, что этот метод имел место уже в IX веке. В последующие столетия на так называемой охранной полосе применялось множество способов обнаружения «прорыва» через границу: устраивались завалы на лесных тропах, дороги загромождались сучьями, кустарник вдоль пограничной линии оплетался нитями, приграничные дороги посыпались песком.


В начале XX века основные рекомендации по обнаружению, сохранению и изучению следов нарушителей были изложены в «Инструкции службы чинов отдельного корпуса пограничной стражи» (1912 год).


В советский период, к концу 1920–х — началу 1930–х годов, на некоторых участках границы с целью создания лучших условий для обнаружения следов нарушителей в полосе местности, прилегающей к дозорным тропам, стали запрещать движение местных жителей. Это были первые «контрольные полосы», появление которых стало шагом вперед в деле обнаружения следов. К примеру, в те времена пограничники Дзержинского погранотряда засыпали слоем песка всю дорогу, идущую вдоль границы. Выходя в наряд, каждый красноармеец обязан был отнести к дороге вещевой мешок песка и высыпать его в указанном месте. Контрольные полосы получили значительное распространение на границе, но в силу зависимости от времени года, погоды и характера грунтов все еще не гарантировали надежного обнаружения следов.


Революционное событие произошло в 1931 году в Белорусском пограничном округе. По воспоминаниям ветерана пограничных войск генерал–майора П.Босого, опубликованным в журнале «Пограничник» № 3 за 1957 год, было это так.


Правый фланг участка 9–й заставы Дзержинского погранотряда проходил по реке Неман. Однажды осенью колхозники села Лунино Узденского района решили распахать примыкающий к берегу луг и посеять на нем клевер. Но, сделав 10 — 12 борозд, почему–то приостановили работу. Так вдоль почти всего фланга заставы появилась вспаханная полоса шириной 4 — 5 метров.


В один из выходных дней военфельдшер комендатуры Городничий, проходя по лугу, увидел на бороздах свежие следы. Кто бы это мог быть? Колхозникам здесь делать нечего, и пограничники не появлялись. Городничий пошел по следу. Знакомые отпечатки он заметил и на берегу. Фельдшер начал преследовать неизвестного. Вскоре он добрался до леса и обнаружил в кустах человека, задержал его и привел на заставу. Задержанный оказался агентом иностранной разведки, только что нарушившим нашу границу. Этот случай натолкнул пограничников на мысль пропахать такую же полосу на всем участке заставы. Затем этот опыт переняли другие заставы, комендатуры и отряды. Постепенно, километр за километром, контрольно–следовая полоса опоясала почти всю границу.


КСП появилась случайно. Но к этому времени пограничники накопили большой опыт следопытства и часто использовали для обнаружения следов при поиске нарушителей границы пашню. Появление вспаханной контрольной полосы уже назрело. Поэтому инициатива белорусских пограничников была молниеносно подхвачена.


В 1939 году во «Временной инструкции по инженерно–техническому оборудованию Государственной границы Союза ССР (заграждение и контрольные полосы)» этот опыт утвержден и впервые дано определение контрольной полосы, которая сокращенно стала обозначаться КП. После Великой Отечественной войны «Наставление по инженерно–техническому оборудованию Государственной границы СССР» (1947 год) закрепило термин — «контрольно–следовая полоса» (КСП).


Виктор ОСТРОГА, ведущий научный сотрудник Центра пограничных исследований, кандидат исторических наук, доцент, профессор Академии военных наук Российской Федерации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter