Контрольная закупка

Рейд корреспондента «СБ» по сельским магазинам

Рейд корреспондента «СБ» по сельским магазинам


Жителям небольшой деревни Петуховка Чаусского района повезло. Магазин у них работает исправно. «Даже когда наша продавец в отпуск уходит, из райпо на подмену человека присылают, так что без свежего хлеба не сидим, — радуется местная жительница Татьяна Шпакова. — В ассортименте есть и колбаса, и свежая рыба, и овощи с фруктами. Бытовую технику, если надо, под заказ доставляют».


Магазин в Петуховке уютный и ухоженный. Продавец с 23–летним стажем Татьяна Казакова и прилегающую к нему территорию в порядок привела. «Условия работы хорошие, — уверяет Татьяна Ивановна. — Ремонт сделали, весы электронные лет 6 назад приобрели. Года 2 назад купили современные витрины, холодильное оборудование, лари для мороженого, пельменей. План выполняю, поэтому в месяц тысяч 500 зарплаты выходит. Плохо только, что у меня напарницы нет. Не идут молодые работать...»


Нет напарницы и у продавца из деревни Темровичи Елены Овчинниковой. В сельском магазине она трудится почти два года. «Свекровь здесь живет, ей 86 лет, уход нужен, а то ни за что сюда бы не поехала, — не скрывает Елена Ивановна. — Мало того, что каждый день за 20 километров из Чаусов мотаться приходится, так еще и невыгодно: товара в магазине полно, а покупать некому. Неперспективная эта деревня: работающих, считай, не осталось, одни старики. Товарооборот — маленький, зарплата — кот наплакал, с премиальными получаю 260 тысяч рублей. Самый большой спрос — на дешевое вино. Закроют, наверное, скоро этот магазин...»


Однако деревенские покупатели с такой перспективой категорически не согласны. «Одно время к нам автолавка ездила, но не всегда по графику, — рассказала мне местная жительница Ольга Глинкова. — Мне — хоть плачь: работала в другой деревне, застать автолавку никогда не могла, приходилось в Чаусы за продуктами ездить!»


Иметь свой магазин деревенским жителям, конечно, выгодно. А для райпо торговые точки в неперспективной деревне — сплошная головная боль. Мало того, что работают в убыток, так еще и в капитальном ремонте нуждаются. В тех же Темровичах ремонта не было больше 20 лет. «Разве что стены, потолки иногда подкрашивали, — вздыхает Елена Овчинникова. — А пол — цемент, весь в трещинах. Зимой в валенках и тулупе мерзну: спасу нет от сырости и холода. Деревенские мужики по моей просьбе соорудили деревянный помост — решетку, на которой и сейчас стою за прилавком. Отопление в магазине паровое, на зиму нанимаем кочегара. Но помещение такое: сколько дров ни подбрасывай, остывает мгновенно».


Кочегаров на зиму нанимают и в других деревнях района. А это — дополнительные расходы. «На зарплату такого работника в месяц уходит от 150 до 300 тысяч рублей. А на капитальный ремонт зданий миллионы нужны, — сетует председатель Чаусского райпо Игорь Сорока. — Конечно, магазины как–то ремонтируем: ежегодно — больше десятка. И оборудование новое тоже покупаем: витрины, холодильники. Другой вопрос: есть ли вообще смысл вкладывать деньги в магазины, которые если не сейчас, то через год–два все равно закроем? Зачем содержать в деревне с 40 жителями убыточную торговую точку? Отдаленные неперспективные деревни, подобные Темровичам, уже не возродятся. Да и работников, охочих ехать в глушь, заведомо обрекая себя на низкий заработок, нет. Вот и приходится одному продавцу работать в двух магазинах, расположенных в разных деревнях. Но заработка все равно нет. Одна работница, разрываясь на два магазина, получила в итоге за месяц... чуть больше 200 тысяч рублей. И она такая не одна».


Неудивительно, что уговорить продавца работать в сельском магазине, расположенном далеко от райцентра, — та еще работа! К Лидии Никитенко из деревни Хоньковичи председатель райпо лично трижды ездил, умолял вышедшего на пенсию продавца вернуться в магазин. В деревне живут 48 человек. Когда магазин закрыли, они стали жаловаться во все инстанции. Но за 2 месяца найти замену прежнему продавцу так и не удалось. После того как Лидии Яковлевне, живущей в соседней с Хоньковичами деревне, купили велосипед и заключили с ней контракт, по которому к заработку будут доплачивать еще 50 процентов, та согласилась...


С молодежью сложнее. Из 15 выпускников, прибывших в Чаусский район по распределению, сегодня работают только 7. Да и из них вряд ли все останутся. «Кто замуж выйдет, кто дальше учиться пойдет, — говорит заместитель председателя райпо по кадрам Светлана Дорох. — Есть с молодежью и другие беды. В деревне Бесчинье продавец за месяц работы умудрилась сделать недостачу больше двух миллионов рублей. По суду будет возвращать тысяч 30 в месяц».


В райпо уверены: убыточные магазины в деревнях, где меньше сотни жителей, нужно закрывать. Хотя бы на зиму. Дело даже не в том, что приходится нести дополнительные расходы на зарплату кочегаров, а в том, что найти их не всегда получается. А кто будет работать в магазине, где температура воздуха в помещении только чуточку выше, чем на улице?


С другой стороны, и на автолавки, которые могут возить товар в неперспективные, отдаленные деревни, особой надежды нет. В Чаусском райпо их всего четыре, с устаревшим оборудованием. Правда, планируют приобрести 2 новые машины с современными холодильными установками. Ведь даже если в деревне живет с десяток человек, им надо предоставить возможность купить качественный товар. Не их забота, что в магазине некому работать, а автолавка морально устарела...


Мнение по поводу


Сергей Шуркало, председатель правления Могилевского облпотребсоюза:


— Убыточные сельмаги — острая проблема. Деревни, в которых осталось 20 — 50 жителей, есть в каждом районе. И магазины там, по большому счету, не нужны. Не раз бывал в Хотимском районе, интересовался, что покупают деревенские старики. Хлеб и молоко. Это может привозить и автолавка. Но сельчане категорически против закрытия магазинов. Для них это не только торговая точка, но и помещение, в котором можно собраться, поговорить в тепле, скоротать время. Но из–за этого мы несем большие убытки. Поэтому вынуждены закрывать многие сельмаги хотя бы на зиму, решая проблему за счет автолавок. Магазин на колесах ничуть не хуже: продукты свежие, привозят их вовремя, если нужно — прямо к дому пенсионера, которому на улицу выбираться тяжело. Так что, думаю, для неперспективных деревень это — лучший выход. Тратить средства на капремонты, современное оборудование и отопление сельмагов там нет смысла.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter