«Контролеры» навязывают сделку

Все мы ходим в магазины, и все мы время от времени выступаем в роли эдакого сурового «народного контроля». Видим продукт с истекшим или истекающим сроком годности или подгнившие фрукты — зовем работника торгового объекта. Замечаем, что ценник не соответствует товару, под которым он размещен, — взываем к справедливости. Да мало ли в чем можно упрекнуть совсем не безупречную торговлю! Я сама иногда вступаю в подобные диалоги с администраторами, поскольку не приемлю обмана потребителей. Но использовать подобный «компромат» в качестве шантажа мне и в голову не приходило. 

А вот представителям некоторых общественных объединений и коммерческих организаций — очень даже да. И в последнее время иные из них так разошлись в своей бескомпромиссной борьбе за права покупателей (многие из которых о такой «защите» и понятия не имеют), что Министерству антимонопольного регулирования и торговли пришлось вывесить на сайте разъяснение о том, могут ли эти структуры проводить так называемые контрольные проверки в магазинах. Дело в том, что в ведомство стало поступать немало обращений от организаций торговли и услуг с жалобой на подобные контрольные проверки. На то, что представители этих самых объединений и организаций, если находят подпорченный товар или другие нарушения, немедленно предлагают продавцам — в обмен на молчание (ненаправление полученной информации в соответствующие гос­органы) — подписать договоры для участия в платных семинарах. Лжеконтролеры в иных ситуациях не гнушаются даже запугивать выбранных жертв заоблачными штрафами, что уже само по себе метод незаконный. И все, разумеется, под видом защиты прав потребителей. Штраф этот за какую-нибудь просрочку, с их слов, больше стоимости обучающего семинара, и работники торговли, не желая попасть на деньги, нехотя соглашаются на сделку. 

В МАРТ же прямо говорят: проведение таких проверок неправомерно. Прямой запрет на их проведение предусмотрен Указом от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В министерстве к тому же напомнили: согласно нормам административного кодекса нарушение правил торговли влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин (одна базовая — 25,5 рубля); повторное нарушение в течение одного года — от 10 до 30 базовых величин. За продажу просрочки — штраф до 500 базовых величин. При этом, согласно Указу от 17 ноября 2018 года № 7 «О развитии предпринимательства», само принятие решения о привлечении к ответственности должно основываться на принципах соразмерности наказания характеру нарушения и его последствиям. 

Иными словами, никаких оснований для работы таких «народных контролеров» нет. Но, к слову сказать, магазины и сами могут пресечь практику навязывания им платных услуг. Всего-то просто прекратить покупать эти услуги. А самое главное — взять за правило торговать честно, самим стоять на защите тех самых прав потребителей, о которых так пекутся лжеконтролеры. Выкладывать на полки товар качественный и безопасный, соблюдать правила хранения, не манипулировать ценниками и просто выполнять работу на совесть. Тогда и опасение, что кто-то «стукнет куда следует», не будет висеть дамокловым мечом. 

angelika@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter