Контролер всегда прав

Транспортники обещают, что в 2014–м кондукторов в Минске уже не останется...

Транспортники обещают, что в 2014–м кондукторов в Минске уже не останется. Обилечивать пассажиров будут специальные электронные устройства. Как? Вопрос, по словам директора филиала «Агентство Минсктранс» Натальи Играловой, пока остается открытым: «Один вариант предполагает оборудование входов–выходов в транспорте специальными считывающими устройствами — в этом случае плата будет взиматься в зависимости от расстояния. Другой — оплату проезда по остановочным пунктам, третий — оплату по зонам, но для этого столицу нужно разделить на участки». Ясно одно: грядет большое пополнение в штате контролеров. Ведь из причин оплатить проезд останутся лишь две: внутренняя порядочность и страх быть пойманным. Как планируется, в контролеры перейдут экс–кондукторы, которых сегодня в Минске около 1.300. А что это за работа? Примерить жилет сотрудника контрольно–ревизорской службы филиала «Агентство Минсктранс» решил корреспондент «СБ».


Впрочем, заместитель начальника службы Анатолий Демидович сразу предупредил:


— Эх, не стоит вам замахиваться сразу на целый день!  Пару часиков, поверьте, — с лихвой! Сильно впечатлитесь. Только, очень прошу, близко к сердцу ничего не принимайте: оскорбления, проклятия и обещания пассажиров вроде «поставить в церкви свечку», «встретиться в темном переулке» — это ежедневная практика!


...Меня даже перекрестили на пороге перед стартом. По традиции — инструктаж, состоящий из правового ликбеза и вереницы профессионально–житейских мудростей. Например, что бы ни случилось, контролер должен сохранять спокойствие, быть вежливым и тактичным. Каких–либо специальных знаний, навыков и образования от меня, как и от любого претендента на такую должность, не требовалось. Но возможность вкусить все прелести профессии после собеседования обязательно предоставляется каждому новичку еще до оформления трудовой. По словам Анатолия Адамовича, нередко дня практики оказывается достаточно, чтобы человек передумал навсегда. А иные остаются на долгие годы. Итак, всего на несколько часов я — 204–й контролер филиала «Агентство Минсктранс»...


Встречали по одежке


«Как же надо ненавидеть людей, чтобы выбрать такую работу! Тьфу!» — донеслось от пассажирки, когда я, уже при полной «контролерской» экипировке, выходила из троллейбуса № 64 на остановке «Вагоноремонтный завод». Однако ни я, ни мои опытные напарницы с 10–летним стажем — Елена Миклашевская и Ольга Галецкая — такого обвинения никак не заслужили. Мы ведь не только улыбались, благодарили и желали счастливой дороги чуть ли не на каждом шагу, но и объективно никого не оштрафовали. Значит, сработал банальный стереотип: мол, все контролеры существуют исключительно, чтобы нападать на людей, отбирать деньги, издеваться, портить настроение... Вот и первая дырка в карме! Что ж, едем дальше...


Автобус № 965. Как пассажир я привыкла уступать дорогу одному потоку желающих выйти. А тут начинаю замечать, что теперь их почему–то два! Сначала те, кто хотел выйти по–любому, потом — «волна внезапных решений»!


— Здравствуйте, уважаемые пассажиры! — засовываю в компостер чистый клочок бумаги для создания образца. — Уникальная возможность продемонстрировать порядочность и дисциплинированность!


Улыбаюсь во все 32 зуба. Но всем сердцем! В любом салоне всегда находились несколько человек, «отвечавших взаимностью». Подхожу к суровой даме, едущей стоя.


— Проездной! — недовольно бурчит и отворачивается.


— Так давайте на него посмотрим! — продолжаю улыбаться.


— А тогда держите мои сумки! — ехидничает леди и протягивает мне два тяжеленных пакета.


— А с удовольствием! — не моргнув глазом беру.


Дама нарочито медленно копается в своей сумочке. Я нарочито вежливо прошу не спешить... Достает!


Еще на входе заметила, как пару человек спешно прокомпостировали талоны, чего ранее делать явно не собирались. Оказывается, это отдельная категория пассажиров, которая всегда при талоне и всегда — рядом с компостером.


Девушка протягивает талончик явно не из той оперы. Смотрю на него. На нее. «Стыдно?» — спрашиваю. Заливается краской и отводит взгляд. Значит, стыдно. Ну и ладно. Так и «не хлебнув человеческой крови», я вышла на очередной остановке. А вот мои коллеги Ольга и Елена успели выписать по одной штрафной квитанции. Кстати, обязательный план контролера — это четыре такие квитанции за каждый 8–часовой рабочий день.


Совесть кончилась вчера


На остановке «Автовокзал «Центральный» захожу в заднюю дверь и попадаю прямо в студенческий цветник. Все активно и весело парируют мои витиеватые реплики.


Молодой человек протягивает декадный проездной, закончившийся вчера. «Не подходит!»


— А сегодня какое?


— Сегодняшнее...


— А я думал вчерашнее! Ха–ха!


Очень небедно одетый обладатель айфона миллионов за 8 утверждает, что на штраф денег нет. Приглашаю выйти на остановке. Паспорта якобы тоже нет. А значит, и квитанцию на оплату штрафа через сберкассу не выпишешь. Остается вызывать милицию для выяснения личности и составления административного протокола. Но будущий инженер через несколько секунд, даже не простившись, дал деру в сторону городского сквера. Не догонять же! Вызов отменили.


Как поведали мои опытные спутницы, пойманные «зайцы» убегают чаще, чем остаются. Мои напарницы предпочитают за ними не бегать: унизительно. Впрочем, так же унизительно скандалить. Но контролер контролеру рознь! Одна из их коллег ради штрафной квитанции готова на все: «Дали деру — догоняет! И плюют в нее, и бьют, и матерят... И знаете, она часто болеет, нервная очень. Но до семи миллионов в зарплату получает».


Расчетный листок Елены оказался куда скромнее: 1 миллион 780 тысяч, из которых 1 миллион 350 тысяч — оклад. С одной реализованной штрафной квитанции стоимостью 0,2 базовой величины (20 тысяч) контролеру отчисляется чуть больше 13 тысяч...


Рефлексы против инстинктов


В одном из троллейбусов случился инцидент, в который трудно поверить, если не стать его свидетелем. Заходим. Вдруг одна из пассажирок подскакивает и выбегает в уже закрывавшиеся двери. Троллейбус трогается. И пусть бы себе шла! Но рядом с тем местом, где сидела «внезапная», у окошка осталась... трехлетняя малышка.  Залепетала «мама», завертела головкой... Конечно, все стали кричать водителю, чтобы экстренно остановился.


А мамаше хоть бы что. Догнали. Ни о каких талонах и проездных речи, разумеется, уже не было... Мне всегда казалось, да и психологи утверждают, что материнский инстинкт — один из самых сильных. Только, видно, есть исключения. Условный рефлекс убегать от контролеров, выработанный годами, оказался у молодой женщины куда более выражен. Рано или поздно она бы опомнилась, развернулась и сама ринулась бы за троллейбусом. Но чего бы стоило это воистину дешевое предательство ее маленькой дочке!..


«Ползайца» далеко не убежит


В этот день я собственноручно выписала шесть штрафных квитанций (заработала бы около 80 тысяч!). И знаете, социальный статус мной «обиженных» отнюдь не низок. Молодая барышня типа секретарь–референт, постукивая по дорогому кожаному кейсу ноготком с завидным маникюром, долго возмущалась отсутствием кондуктора, талончиков у водителя и киосков «Минсктранс» на всех остановках. Потом уверяла, что нет денег. Но позже все–таки достала 200–тысячную купюру.


Или курсантик, который ехал в троллейбусе по проездному «автобус — метро». Манера его предъявлять, вытаскивая на обозрение из портмоне лишь нижнюю часть, где виден только месяц, была явно отточена практикой. Такие «полузайцы», а также представители столичной интеллигенции от контролеров не бегают. Один юноша прямо на входе широко улыбнулся и поднял руки со словами: «Сдаюсь, красавицы!» Другая девушка молча и тоже с улыбкой протянула двадцатку. И знаете, как раз их почему–то хотелось отпустить...


Самыми дисциплинированными пассажирами оказались старики. Напарница Елена рассказывала, как однажды прямо на колени перед ней упала старушка, умоляя отпустить молодого, ей незнакомого даже детину. Говорит, пока поднимали бабулю и отходили от шока, молодчик, весело роготнув, выпрыгнул на остановке.


...Просто интересно, изменится ли что–то, когда кондукторы переквалифицируются в контролеров? Проснется ли наконец совесть у «зайцев» и «полузайцев»? Может, хоть хитроумные электронные системы как–то помогут...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter