Что мешает предприятиям разной формы собственности работать более эффективно

Контроль не должен быть излишним

Любая деятельность должна быть простой и понятной. Но порой из-за разночтений в документах, противоречивых требований приходится ломать голову, как не оказаться в числе нарушителей. Ведь контролеры отговорок не приемлют. Президент на недавнем совещании потребовал сократить число проверок бизнеса и пересмотреть принципы работы проверяющих. Уже известно, что планируется внести изменения в Указ № 510 «О совершенствовании контрольно-надзорной деятельности». Чтобы он был максимально приближен к жизни, по распоряжению Александра Лукашенко была создана рабочая группа. Ее специалисты ныне ездят по стране, чтобы услышать максимум замечаний и предложений по главному вопросу. В одну из таких поездок отправилась и корреспондент «Р». 


Место встречи — предприятие «Молодечномебель». До него представители Национального центра правовой информации — заместитель директора Вячеслав Бекета и замначальника управления Ольга Барковская — уже побывали на кондитерской фабрике «Конфа». Днем ранее — на нескольких предприятиях Заславля. У специалистов сложилась картина замечаний:

— Многие называют одни и те же препятствия, мешающие работе. Например, требования одних надзорных органов противоречат другим. За изменениями работники предприятий просто не успевают следить — так часто приходится перекраивать работу, при этом не всегда удается оперативно получить разъяснения. Контролеры разных служб часто дублируют работу друг друга, да еще могут прийти на одно предприятие дважды в один и тот же месяц.

Директор «Молодечномебель» Валерий Бушило эмоций не скрывает: контроль неоправданно избыточен. И, по его мнению, дело даже не в проверках, а в цели визитов:

— У проверяющих стоит задача найти недостаток и оштрафовать. А что еще думать, когда они идут с планами штрафов? В СССР был один сильный контролер — Комитет народного контроля. Но он работал на упреждение нарушений. Помню, тогда в Молодечно было всего четыре штатных сотрудника. Если доходило дело до наказания, то оно не разоряло предприятия. Да, наказывался руководитель — штрафом, но он был заинтересован в качественной работе. Сейчас некоторые законы разработаны так, что неясно, как их трактовать. Когда приходят проверяющие, у них уже есть анкета с пунктами, на что обратить внимание. Лучше разослали бы разъяснения и наказывали, когда их не исполняют!


В зале заседаний, куда мы направляемся, собрались руководители практически всех служб предприятия. Они подготовили ответы на анкету, которую получили ранее. В ней общие вопросы: например, сколько проверок в прошлом году побывало на предприятии, приостанавливалась ли работа и на сколько, поддерживают ли они введение моратория на проведение плановых проверок, с какими проблемами сталкивались в сфере сертификации, бухучета и так далее. Кроме анкеты, многие распечатали свои предложения — в паре строчек они попросту не умещаются.

Некоторые были озвучены во время беседы. Так, бухгалтеры негодуют: из-за обилия документов некогда головы поднять, так еще некоторые нормативно-правовые акты принимают задним числом — пересчитывай все по новой. Или взять Указ № 178, определяющий сроки совершения внешнеторговых операций и контроль за этим. Казалось бы, все логично: отсрочка платежа не должна превышать 90 дней. В то же время установление жестких сроков или истребование уплаты долга через суд «отбивает» покупателей. Львиная часть экспорта «Молодечномебель» идет в Россию — соседи порой отворачиваются от настойчивых белорусов и работают с Малайзией, Китаем, которые не так требовательны.

— Возьмем ситуацию: в суде удовлетворили наш иск о выставлении претензии. Насчитали контрагенту штраф, пеню… В бухучете у нас поступлений нет, но с точки зрения налогового законодательства мы сразу же должны уплатить налог на прибыль за неполученные еще «дополнительные» доходы. Хотя не факт, что их еще получим — покупатель может обанкротиться. Порой проще поехать и договориться с ним, чем так действовать, — считает заместитель главного бухгалтера Тереза Кречко.

Примеры есть и у главного инженера Виктора Кривицкого:

— Классика жанра: в фирменных магазинах по нормам МЧС на окнах не положены решетки. А по правилам сотрудников МВД, которые охраняют объекты, решетки должны быть. Кого слушать?

Директор следующего объекта — предприятия «Велес-Мит» — Олег Иванов менее эмоционален. Говорит, что поддерживает жесткие требования технических регламентов и санитарных норм — все-таки предприятие производит мясную продукцию. Но при этом отмечает: число проверок можно было бы и сократить, в крайнем случае — согласовать их приход на предприятие и цели. А то получается, что контролеры один за другим появляются в одно и то же время и всем показывай примерно одинаковый комплект документов. Это очень сильно отвлекает от работы.

Представители мониторинговой группы записали все предложения. Они станут основой для анализа и взвешенных шагов по переформатированию контрольной работы госорганов. В ближайшие недели посещения предприятий разной формы собственности продолжатся.

Прямая речь


Дмитрий МОРОЗОВ, генеральный директор могилевского Стройтреста № 12:


— Такое ощущение, будто отдельные структуры сначала пишут некие инструкции так, как им выгодно, а потом проверяют их выполнение. Пришли к нам сейчас представители департамента «Охрана»  и заявляют: прежде, чем вы примете сторожа на работу, он должен пройти у нас стажировку. Разумеется, за это стройтресту придется заплатить. Требуют, чтобы на каждом объекте была установлена тревожная кнопка. Опять-таки — за деньги.  Установка и месяц обслуживания обойдется в 680 рублей. У нас больше 20 объектов сегодня. Получается, 14 тысяч надо просто взять и отдать? Нормативные сроки строительства некоторых объектов 2-3 месяца. И что, все это время тратить деньги?  А как установить тревожную кнопку на строящейся в чистом поле ферме? Делают замечание: у сторожей должны быть нагрудные металлические жетоны. Их нет — тоже непорядок. Не понимаю, каким образом департамент «Охрана» связан с хозяйственной деятельностью нашего предприятия? Мы никаких договоров не заключали. Но, оказывается, платить им все-таки за различные услуги должны. Не будем выполнять их инструкцию — придется платить штраф. Тоже, кстати, немаленький — от 10 до 100 базовых величин. 

Игорь АНДРОСЮК, главный инженер СП ОАО «Брест-газоаппарат»:

— В прошлом году только внепланово нас мониторили шесть раз. Проверяли органы госконтроля, налоговая, пожарный и госпромнадзоры. Был запрет на отгрузку определенных партий продукции, по которым возникли незначительные замечания. Угрозы жизни и здоровью потребителей не было. Речь шла о спорных моментах. Скажем, отсутствие указания юридического адреса в гарантийном талоне. Но проверяющие не делят замечания на существенные и не существенные.

Любой представитель бизнеса скажет, что наиболее серьезными проблемами, которые создают проверки, будут высокие штрафы и неадекватность наказания нарушению. Проверяющие в нашей столовой нашли слегка подсушенный пучок петрушки. Ответственные за это заплатили непомерно высокие штрафы. Проверка — явление нормальное, но она должна поддерживать организацию. Если нет криминала или явной угрозы потребителям, можно ограничиться замечаниями, а не поиском виновных со всеми объяснительными и дальнейшим суровым наказанием.

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter