Контрасты на фоне общего успеха

Товарооборот могилевских кооператоров за 5 лет увеличился почти в 2 раза

О том, что могилевские кооператоры добились неплохих результатов по итогам работы за прошлый год и пятилетку в целом, убедительно свидетельствуют достигнутые показатели. Розничный товарооборот за пять лет увеличился почти в два раза в сопоставимых ценах. Среднегодовой темп его роста составил 111,8 процента и стал лучшим показателем среди облпотребсоюзов республики. Второе место занято по среднегодовым темпам роста собственной продукции общественного питания, производству потребительских товаров, объемам закупок сельхозпродукции и сырья у населения, поставке продукции на экспорт, третье — по обороту общественного питания. По итогам работы за 2010 год получено 9,1 млрд. рублей чистой прибыли.

Если учесть те сложности, с которых начиналось выполнение пятилетней программы совершенствования потребительской кооперации области (не было собственных оборотных средств, хорошей материально-технической базы, жесткая конкуренция), то успех могилевчан можно назвать настоящей победой. Триумфа же по этому поводу в отчетном докладе председателя правления облпотребсоюза Сергея Шуркало общему собранию представителей членов потребительской кооперации области не прослеживалось. И, думается, не только из-за скромности. На фоне общего заметного успеха не все коллективы усердно поработали над выполнением поставленных задач. Это ярко выражалось в показателях деятельности райпо, унитарных предприятий. Взять объемы розничного товарооборота. Если по итогам работы за прошлый год в Горецком райпо темп его роста составил 114 процентов, то в Круглянском — только 103,2. Горки за пятилетку довели товарооборот общественного питания до 18 млрд. рублей, обеспечив прирост в 541 (!) процент, в Быховском же райпо за последние четыре года ни разу не вышли на прогнозный показатель. Или, скажем, Могилевское райпо от внешнеэкономической деятельности в 2010 году получило 525 тысяч долларов США, в то же время в Круглянском, Краснопольском, Славгородском и ряде других районов практически не организовали экспорт продукции. Подобных параллелей можно привести много.

Почему при одинаковых условиях, возможностях разительная контрастность в показателях? Почему по итогам за прошлый год 8 райпо не обеспечили выполнение задания по розничному товарообороту? Основными причинами провала прогнозных показателей Осиповичским, Круглянским, другими райпо Сергей Шуркало назвал «просчеты в организации коммерческой работы и отсутствие целенаправленных действий в наращивании объемов розничного товарооборота». С этим нельзя не согласиться, учитывая то, что все обладали неплохими возможностями.

«Просчеты», «упущения», «недоработки» — эти слова звучали при оценке деятельности в других отраслях. Именно по этим причинам работники общепита не справились с задачей расширения и обновления ассортимента вырабатываемой продукции, а отдельные магазины кулинарии превратились в обычные продовольственные, с низким объемом розничного товарооборота и удельным весом реализованной собственной продукции. Именно поэтому большая контрастность в показателях в разрезе районов. Если, к примеру, в Краснопольском райпо среднемесячный товарооборот магазина кулинарии 63,8 млн. рублей, то в соседнем, Чериковском, не дотягивает до десяти миллионов.

Немало хороших дел на счету промышленников, качество выпускаемых хлебобулочных изделий постоянно отмечается на республиканских выставках, конкурсах, пополняется копилка наград. Наряду с этим, немало нерешенных проблем, особенно по производству других видов продукции. И здесь имели место «просчеты», «упущения».

Многим руководителям, специалистам, работникам низшего звена надо менять подходы к решению задач, проявлять больше инициативы, предприимчивости, опираться в своей деятельности на новое, передовое, без чего в сегодняшних условиях не обойтись. О том, каких результатов можно добиться, если подходить к делу творчески, целенаправленно и продуманно, поделилась опытом технолог общественного питания Горецкого райпо Светлана Циркунова.

Еще недавно общепит в районном потребительском обществе был представлен только рестораном «Дружба», находящимся в сельской местности, и несколькими мелкими объектами. Сегодня он представляет собой приличную развитую сеть, которая пополнилась новыми и реконструированными старыми торговыми объектами, в том числе приобретенными у других структур. Неузнаваемым стало когда-то принадлежащее частнику кафе «Лакомка», расположенное в центре города. Если раньше сюда заходили редкие люди, то теперь оно стало для многих горожан любимым местом, где можно в уютной обстановке выпить чашку кофе или чая, отведать прохладительного напитка, полакомиться вкусными кулинарными и кондитерскими изделиями.

— Чтобы привлечь посетителей, — рассказывала Светлана Анатольевна, — обновили интерьер, установили новое оборудование, включающее пиццу-пресс, печь для выпечки пиццы, охлаждающий стол, аппарат для приготовления кофе капучино, холодильную витрину для мороженого, соответственно, значительно расширили ассортимент собственной продукции. Большим спросом пользуются пиццы, которые выпускаются в 12 наименованиях, блинчики с различными наполнителями, вкусные десерты на основе свежих фруктов и сливок. В дневное время, до 18.00 кафе работает как детское (с проведением для ребят интересных мероприятий), в вечернее — как молодежное. Среднемесячный товарооборот кафе за 2010 год составил 50 млн. рублей, собственной продукции выпускается на
15 млн. рублей.

Разве такое не под силу другим?

А вот еще один пример, когда, как говорят, человек на своем месте, проявляет предприимчивость, стремится сполна реализовать имеющиеся возможности на своем участке работы. В числе отстающих, убыточных было Костюковичское райпо. Но стоило его возглавить Раисе Корешковой, за плечами которой богатый опыт работы в потребительской кооперации на разных должностях, как ситуация резко изменилась. Все отрасли деятельности стали прибыльными, райпо успешно выполнило прогнозные показатели 2010 года, получив неплохую чистую прибыль, успешно начало и этот год.

Своими наработками, которые обеспечили высокие показатели в хозяйственно-финансовой деятельности, поделились начальник ЧУП «Могилевская СПМК» Николай Стриковцов, продавец с исполнением обязанностей заведующей шкловским магазином № 23 «Сузоре» Елена Баделько, другие делегаты.

Одной из главных задач правления облпотребсоюза, всех потребительских организаций области, записали в своем постановлении участники собрания, должно стать «проведение постоянной работы по дальнейшему улучшению качественного состава кадров, повышению уровня их профессиональных и производственно-экономических знаний, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины, совершенствованию механизма закрепления молодых специалистов в соответствии с потребностями в них организаций системы, формированию стабильного руководящего корпуса, подбору и расстановке кадров для выдвижения на руководящие должности». Хорошее намерение, только не осталось бы оно на бумаге по тем же «упущениям», «просчетам» и прочим причинам.

***

В работе собрания принял участие, выступил с замечаниями и пожеланиями председатель Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников потребительской кооперации Владимир Комса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter