Новые контакты и презентация потенциала страны: подводим итоги участия Беларуси в выставке «ЭКСПО-2020»

Контракты на полмиллиарда долларов

Новые контакты и презентация потенциала страны: подводим итоги участия Беларуси во Всемирной выставке «ЭКСПО-2020» в Дубае

182 дня солнечный Дубай принимал гостей со всего мира. Именно он был выбран местом проведения очередной Всемирной выставки «ЭКСПО». Самое масштабное мероприятие в выставочной индустрии планеты изначально планировалось к проведению в 2020 году, но оно не состоялось из-за пандемии COVID-19. Экспозицию перенесли, и у стран было больше времени, чтобы подготовить свои стенды и удивить посетителей. К слову, нынешняя выставка стала первой в таком формате в регионе Ближнего Востока, Африки и Южной Азии. Официальной площадкой для размещения выставочного центра «ЭКСПО-2020» стал новый Dubai Trade Center площадью 438 гектаров. Само мероприятие проходило с 1 октября 2021 года по 31 марта 2022 года. В этом крупнейшем событии выставочной индустрии наша страна была представлена Национальной экспозицией с собственным павильоном площадью более 1400 квадратных метров. Чем удивляла Беларусь и каких результатов удалось достичь по итогам выставки, узнавал корреспондент «Р».

Регион новых возможностей

Дубай, как известно, — сердце финансовой активности Объединенных Арабских Эмиратов. В этом глобальном торгово-экономическом центре соединяются интересы Востока и Запада, находится «точка входа» для иностранных компаний, которые планируют работать в странах Персидского залива, Ближнего Востока и Северной Африки. ОАЭ — страна с уникальной географией и локацией как в геополитическом плане, так и цивилизационном. Это богатая монархия Персидского залива. 350 миллиардов ВВП и 35-е место в мире. Согласитесь, внушительно с учетом населения около 10 миллионов человек. Тут достаточно хорошо развиты деловая среда и зона свободной торговли, и создавая совместные предприятия по производству востребованной продукции, ее можно продавать не только в самих ОАЭ, но и других странах Персидского залива, смотреть шире на Северную Африку, Южную и Юго-Восточную Азию.

Всемирная выставка «ЭКСПО-2020» проходила с 1 октября 2021 года по 31 марта 2022 года.

Еще важный момент — логистика. Локация ОАЭ совпадает с маршрутом международного транспортного коридора «Север — Юг». Это открывает перспективу для совместных логистических проектов. Именно поэтому проведение всемирного выставочного форума в данном регионе — уникальная возможность для любой страны максимально себя продемонстрировать и прийти на этот колоссальный по емкости и капитализации рынок. Наша страна это понимала, поэтому к выставке подготовилась тщательно. Что лучше всего подтвердили первые итоги участия Беларуси в «ЭКСПО».

Темой белорусского стенда на выставке стал «Лес технологий будущего». Его концепция заключалась в том, чтобы показать посетителям, что Беларусь — это страна не только с богатыми природными ресурсами, но и высоким уровнем развития человеческого потенциала, который является основой для создания инновационных продуктов. Маршрут павильона построили на концепции трех «И» — «Инновации. Инвестиции. Индивидуум». Посетители смогли ближе познакомиться с Беларусью, а также узнать об инвестиционном и инновационном потенциале нашей страны. Для того чтобы сделать наш павильон максимально запоминающимся, были использованы новейшие технологии: интерактивные стены, очки виртуальной реальности, голографические изображения и другое. Также был подготовлен специальный видеоконтент о самобытности и колорите белорусской культуры, ее природных богатствах, художественном наследии. Центральным элементом белорусской экспозиции стал полностоящий девятиметровый каркасный гобелен ручной работы «Древо познания» в исполнении белорусской художницы, который признан одним из наиболее интересных арт- и культурных экспонатов выставки.

Темой белорусского стенда на выставке стал «Лес технологий будущего».

Но основной акцент в павильоне сделали на зоне бизнеса, где свои возможности и потенциал представили предприятия нефтехимической отрасли, промышленности, ведущие вузы страны, научные институты и организации. Посетители смогли увидеть 4D-биопринтер, беспилотный летательный аппарат «Бусел М40», энергосберегающую турбогенераторную установку «ТурбоСфера» и многое другое. Большие надежды организаторы возлагали и на работу сувенирного магазина, который по факту стал местом активных продаж белорусской продукции, отметил генеральный консул Беларуси в Дубае Евгений Лазарев:

— В нем была представлена продукция широкого спектра — от шоколада и березового сока до кожгалантереи и текстильных изделий. Так вот за время выставки наш небольшой магазин сумел наторговать на сумму более 190 тысяч долларов. Помимо того что это дополнительный доход для наших производителей, магазин выполнял очень важную функцию в представлении белорусских брендов, которые раньше не были на рынке ОАЭ. И теперь, надеемся, появятся. В качестве примера можно привести интересный факт. Благодаря магазину на рынке ОАЭ появилась продукция фабрики «Коммунарка». И теперь она продается в местных торговых сетях. Еще одна важная функция, которую выполнил магазин и его персонал, — была дана оценка перспективам продвижения конкретных видов продукции. Сейчас подготовлен отчет, и эта информация будет доведена до наших экспортеров, которые воспользуются возможностью для того, чтобы скорректировать либо укрепить свою маркетинговую стратегию на рынке ОАЭ и других стран региона.

Белорусская продукция пользовалась большим спросом у посетителей.

То, что павильон получился удачным, лучше всего свидетельствует следующий факт. Профессиональный выставочный журнал «Экзибитор» опубликовал рейтинг павильонов на Всемирной выставке «ЭКСПО-2020» в Дубае. По итогам голосования жюри Беларусь заняла второе место в номинации «Лучшие элементы и детали», рассказала начальник управления международного сотрудничества Национального центра маркетинга Евгения Комарова:

— К номинациям журнала «Экзибитор» Беларусь допускается второй раз за всю историю участия в выставках «ЭКСПО» (ранее — в 2010 году в Шанхае). Призового места белорусский павильон удостоен впервые. Кроме того, павильон был включен жюри журнала «Экзибитор» в топ-40 (из 200) павильонов «ЭКСПО-2020» в номинации «Зрительские симпатии». По итогам общественного онлайн-голосования на сайте журнала павильон Беларуси вошел в топ-20 лучших павильонов «ЭКСПО-2020».


Но лучшее свидетельство того, что Беларусь успешно заявила о себе на форуме, — количество посетителей нашего павильона. За время работы выставки его посетило более миллиона человек, сообщил Евгений Лазарев:

— Это достаточно хороший результат с учетом того, что наш павильон по классификации «ЭКСПО» подпадает под формат малых павильонов. К примеру, могу сказать, что павильоны западных стран посетило примерно такое же число посетителей. А это говорит о том, что к Беларуси проявляют интерес в ОАЭ. Также это говорит о том, что наша экспозиция была достаточно привлекательной для посетителей как с точки зрения внешнего оформления, так и внутреннего содержания. В-третьих, активно работа велась со средствами массовой информации и в социальных сетях. За время работы выставки опубликовано в СМИ ОАЭ и Беларуси 22 интервью, 29 репортажей и 38 статей. Они направлены в первую очередь на популяризацию нашей страны и белорусской экспозиции на «ЭКСПО». Хочу отдельно поблагодарить ИД «Беларусь сегодня», потому что холдинг проявлял очень активный и стабильный интерес к выставке. Поэтому мы очень рады, что вы смогли донести информацию о нашем участии в первую очередь до белорусской аудитории.

Знаковый день

Но все внимание к нашей стране на всемирной выставке было приковано 22 ноября. В тот день даже самое высокое здание в мире Бурдж-Халифа окрасили в цвета Государственного флага Беларуси. Такой чести наша страна удостоилась во время проведения Национального дня на «ЭКСПО». Безусловно, его ключевым событием стал белорусский инвестиционный форум. На него съехалась элита бизнеса из ОАЭ, стран Персидского залива и Ближнего Востока. Его основная цель — собрать на одной площадке профессионалов и высокопоставленных представителей частного и государственного сектора для обсуждения текущих вызовов и новых возможностей для инвестиций. Ожидания организаторов оправдались — мероприятие привлекло большое внимание инвесторов и деловых людей. Программа предполагала как пленарную часть с презентациями ключевых спикеров, так и специализированные панели. Среди участников — владельцы и топ-менеджеры компаний из ОАЭ, Турции, Пакистана, инвестиционных фондов из ОАЭ, Катара, Омана. Наша страна в этом регионе не новичок. Поэтому форум стал площадкой для обсуждения конкретных проектов и заключения важных соглашений. В частности, во время его работы Белорусская торгово-промышленная палата подписала соглашение с торгово-промышленной палатой Абу-Даби, «Белтаможсервис» — с компанией Saimeco Group, Национальное агентство инвестиций и приватизации — с сетевой бизнес-платформой стран Персидского залива EurAsia Gulf.

22 ноября 2021 года самое высокое здание в мире Бурдж-Халифа окрасили в цвета Государственного флага Беларуси.

Достойный результат

Отметим, деловой календарь участия Беларуси на всемирной выставке не ограничился проведением инвестиционного форума. Свои возможности продемонстрировали все области и Минск, а также ключевые концерны. Любопытный факт. Все белорусские предприятия, которые приезжали на «ЭКСПО» и приняли участие в деловой программе, нашли себе партнеров по бизнесу, которые проявили интерес к сотрудничеству. В том числе путем подписания соглашений и контрактов, сообщил генеральный консул Евгений Лазарев:

— Я уверен, что тот массив информации, который белорусские предприятия получили здесь, они могут вполне эффективно использовать для того, чтобы уже в ближайшее время предусмотреть поставки своей продукции. Все для этого есть. Очень порадовало, что наши предприятия ответственно подошли к участию в выставке и на высоком уровне подготовили свои презентации. Это позволило привлечь внимание потенциальных партнеров и заключить выгодные контракты на общую сумму около 500 миллионов долларов. Я считаю, что это достаточно большой вклад в будущее нашего экспорта.

В частности, «Гомсельмаш» подписал меморандум о двустороннем сотрудничестве с дилерской компанией AFTRADE DMCC. Документ преду­сматривает поставки белорусской продукции в страны Африки в 2022 году на сумму более трех миллионов долларов. Итогом бизнес-встреч руководства Белорусского металлургического завода с деловыми кругами ОАЭ и других стран стало подписание солидного пакета документов о взаимовыгодном сотрудничестве. Подписано несколько контрактов на поставку продукции БМЗ на сумму более 100 миллионов долларов.

Проявили интерес к Беларуси и индийские бизнесмены. Так, во время «ЭКСПО-2020» в Дубае подписаны соглашения о сотрудничестве между СЭЗ «Могилев» и двумя индийскими компаниями о реализации инвестиционных проектов. Наибольший интерес у индийских бизнесменов вызывают деревообработка и металлообработка. Это перспективные направления.

А представители делегации Гомельской области во время контактно-кооперационной биржи провели переговоры с зарубежными партнерами, работающими в различных сферах. По итогам подписаны документы о взаимодействии и поставках продукции на 200 миллионов долларов, а также соглашения о сотрудничестве СЭЗ «Гомель-Ратон» с организацией мировых свободных зон из ОАЭ.


Предприятия Брестской области заключили на всемирной выставке контракты на 18 миллионов долларов. Подписано два контракта с компаниями из КНР, четыре — с резидентами Объединенных Арабских Эмиратов. Также подписаны контракты с резидентами из Нигерии, Гонконга, Иордании, Румынии, других стран — всего 14 контрактов. В частности, заключены контракты по поставкам на арабский рынок сухого молока, сухого мороженого, других продуктов питания. Увеличат объемы продаж продукции «Санта Бремор» и группа компаний «СТиМ». «Бархим» подписал соглашение с дубайской компанией о продвижении своей продукции на рынок ОАЭ. Подписано соглашение с китайскими партнерами о возможности создания в регионе предприятия по производству гепарина. Интерес у потенциальных инвесторов вызвали предложения от свободной экономической зоны «Брест» по производству зарядных устройств для электромобилей и УЗИ-аппаратов.

Свои новинки и хиты белорусской пищевой промышленности на мировом форуме успешно представили предприятия концерна «Белгоспищепром». Коллективная экспозиция объединила ведущие предприятия отрасли: «Спартак», «Слодыч», «Коммунарку», «Красный пищевик», «Гамму вкуса», Городейский сахарный комбинат, Минский завод игристых вин, «Минск Кристалл», Минский маргариновый завод, табачную фабрику «Неман». Белорусские предприятия представили эксклюзивную продукцию с учетом особенностей региона. Специально для потребителей с Ближнего Востока привезли шоколадные конфеты и фигуры в форме верблюда, чипсы со вкусом чили и лайма, кебаба, соли и уксуса, кокосовое молоко и ореховые напитки, рассказал заместитель председателя концерна «Белгос­пищепром» Александр Яковчиц:

— В портфеле концерна восемь соглашений и контракты на более чем 1,5 миллиона долларов. Предприятиями концерна подписаны контракты на поставку растительного масла, джемов, кондитерских изделий, табачной продукции, а также соглашения и меморандумы о сотрудничестве с компаниями из ОАЭ, Саудовской Аравии, ЮАР и Китая. Проявлен большой интерес к нашей продукции. Особенно к кондитерским изделиям, детскому питанию, рапсовому маслу.

Мегапроект

Особое внимание посетителей белорусского павильона привлек стенд с презентацией грандиозного белорусско-арабского инвестиционного проекта. Речь  о комплексе «Северный берег», реализацией которого занимается инвестор с мировым именем — председатель совета директоров компании Emaar Properties Мохамед Али аль-Аббар. Стоимость реализации проекта — четыре миллиарда долларов. В его состав войдут жилые дома со всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, объекты социального и общественного назначения общей площадью более шести миллионов квадратных метров. Предусматривается также возведение Национального выставочного центра, Института искусственного интеллекта и Минского центра международной торговли. Его реализация — сигнал к тому, что в Беларусь можно и нужно инвестировать, уверен Евгений Лазарев:

— Данный проект очень важен для Минска, так как это самые современные технологии, инвестор с мировым именем. Проект рассчитан до 2040 года. Но инвестор настроен работать очень интенсивно и планирует, что проект будет завершен несколько раньше. К нему привлечены лучшие специалисты в различных областях строительства, инновационных технологий. Плюс это имиджевый проект для Беларуси. Нашей стране доверяют бизнесмены высокого уровня. А это многое значит.

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Дмитрий Березовский, первый заместитель директора Национального агентства инвестиций и приватизации:

— Задача любого инвестиционного форума — создать площадку для делового общения представителей бизнеса, государственных структур и экспертов, которое в итоге приведет к конкретным контрактам, договоренностям, инвестиционным проектам. Поэтому выбор Дубая в качестве места проведения Белорусского инвестиционного форума был очевиден — город входит в двадцатку мировых финансовых центров, это крупнейший логистический узел Ближнего Востока. Если говорить о результатах, то удалось главное — привлечь реальный бизнес. Поверьте, сделать это на «ЭКСПО-2020», где ежедневно проходят десятки деловых мероприятий, непросто. Инвестиции — процесс небыстрый, но начинается все с личных контактов. Поэтому для агентства форум оказался крайне полезным с этой точки зрения — нам удалось найти партнеров в регионе, благодаря которым уже в феврале 2021 года провели тематический вебинар для арабского и белорусского бизнеса, посвященный инвестициям в криптовалюты. Арабские деловые круги очень хорошо отреагировали на предложение белорусской стороны посетить Минск с бизнес-миссией в этом году. Ведется соответствующая подготовка, в рамках программы гости не только проведут B2B-встречи и обсудят конкретные инвестиционные проекты, но и больше узнают о культуре и истории нашей страны.

КСТАТИ

Первая всемирная выставка прошла в Лондоне в 1851 году. Ее организовал принц Альберт. В ней участвовали более 25 государств, а посмотреть на новейшие достижения XIX века съехалось более пяти миллионов человек. Для того чтобы продемонстрировать экспонаты, в лондонском Гайд-парке был построен Хрустальный дворец. Уникальное сооружение стало прообразом выставочных павильонов на долгие годы. На всемирных выставках презентуются изобретения, которые впоследствии незаметно, но прочно входят в жизнь каждого человека. Например, именно в рамках «ЭКСПО» впервые были продемонстрированы электрические фары, фотокабина, эскалатор и дизельный двигатель. А еще компьютер, инкубатор, искусственный спутник Земли и многое другое.

Павильон Беларуси вошел в двадцатку лучших павильонов «ЭКСПО-2020».

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter