Контракт для "Клеопатры"

Новый театральный сезон Национальный академический Большой театр балета открыл первым.
Новый театральный сезон Национальный академический Большой театр балета открыл первым. Но радость встречи со зрителем и предвкушение новых эмоциональных впечатлений сегодня окрашены в непростые тона: капитальный ремонт, о котором так много говорили чиновники, судя по всему, наконец свершится. И если этот сезон театр отыграет еще в родных стенах, то следующий - уже на другой площадке...

Вместе с художественным руководителем театра Валентином ЕЛИЗАРЬЕВЫМ мы попытались разобраться, чем обернется это обстоятельство для белорусского балета. Начать наш разговор Валентин Николаевич решил с приятного, а именно - с итогов прошлого сезона.

Климук и компания

- Это был достаточно интересный и богатый сезон. Был поставлен спектакль "Легенда об Уленшпигеле", который не шел у нас 14 лет. Гастроли во Франции и Китае. Открытие Года культуры Беларуси в Москве, в Большом театре. Закончили сезон на Кипре на фестивале "Величайшие балеты мира". Первой поездкой этого сезона станут гастроли в Южной Корее в декабре. Они продлятся целый месяц. Мы там будем впервые. Там и встретим Новый год.

- Вы довольны пополнением в труппе?

- Да, к нам пришло много талантливой молодежи: Денис Климук, Александр Бубер, Юрий Ковалев, Николай Радюш, Олег Еромкин. За последние два-три года из талантливых выпускников сформировалось новое поколение артистов балета.

- А проблема утечки кадров для театра еще актуальна?

- На мой взгляд, журналисты, вероятно, из чувства какого-то домашнего патриотизма склонны преувеличивать эту проблему. Сегодня тысячами, десятками тысяч артисты мигрируют каждый сезон из страны в страну, и это нормально. К этому надо привыкать и начинать относиться цивилизованно. Каждый артист ищет город, репертуар, зарплату и отношение к себе, которое бы его удовлетворяло. Он имеет право работать там, где захочет. Как правило, уезжают на один-два сезона, а потом возвращаются. Не возвращаются - берем и работаем с другими. В этом году ни один человек не уволился и не перешел в другой театр. Что будет дальше - посмотрим.

"Ребусы в балете не люблю"

- Ваш ученик Раду Поклитару курсирует сегодня по всему миру...

- Очень рад за него. Он делает большие успехи. Я внимательно слежу за его судьбой и судьбой других своих учеников. Но они у меня, если можно так сказать, разной степени "пробиваемости". Раду - пробивной человек. Незаменимое качество для талантливого человека.

- Его прочтение "Ромео и Джульетты" получило неоднозначную оценку...

- Я видел только видеозапись спектакля, поэтому ничего о нем сказать не могу, пока не увижу живьем. Видео я не доверяю.

- А насколько вы приемлете современный авангард в хореографии?

- Я очень плохо отношусь к жанровому разделению в балете: авангард, модерн... Воспринимаю только талантливое искусство, в каком бы виде оно ни было представлено.

- Вас уже ничем нельзя удивить?

- Думаю, нет. Я общаюсь с коллегами мирового масштаба и в Америке, и во Франции. Участвую в жюри международных конкурсов по всему миру... Смотрю много спектаклей. Долгие годы возглавляю жюри конкурса современной хореографии в Витебске. Хотя там абсолютно другое искусство, неклассическое. Очень рад, что фестиваль обрел государственную поддержку. Ведь нам надо накапливать знания, умения, надо быть в курсе новых поисков и самим не зевать, а ставить как можно больше смелых и талантливых работ.

- По вашему ощущению, отношение к белорусскому балету по-прежнему не меняется со времен мирового триумфа вашего балета "Страсти"?

- Мы ворвались в избранный круг мирового балета, в который очень трудно попасть. И пока за счет высокого класса труппы и за счет репертуара в нем держимся. Очень трудно ворваться в этот круг. Чтобы поддерживать его планку, надо быть классной труппой. Пока это удается.

В Большом и "Мариинке" такой сцены нет

- Я не знаю, что будет на самом деле. Во всяком случае, планируется, что этот сезон мы проведем еще в своем здании. Предполагается, что сценой для театра на время ремонта станет Дворец Республики. Может быть, мы еще успеем сделать у себя "Клеопатру", нет - начнем на новой сцене. Следующей премьерой станет балет Лео Делиба "Коппелия". Судьба премьер будет зависеть от того, на каких условиях будет заключен контракт с Дворцом Республики. Но никакой ясности пока нет. Даже не верится, что нам придется куда-то переезжать. Все технические службы театра отлично подготовились к новому сезону.

- А все ли спектакли переедут?

- Конечно, нет. Мы потеряем большую часть репертуара. Сцена Дворца Республики, к сожалению, совершенно не приспособлена для балетных спектаклей. Она строилась совсем для другого - для общественно-политических мероприятий, различных шоу-программ. Нашей сцене она во многом уступает, потому что наша сцена - это лучшая сцена не только в Беларуси. Она гораздо лучше, чем в и Большом и Мариинском театрах. Можно что-либо говорить о зале, что он, например, не особенно театрален... Вы никогда не видели нашу сцену без декораций? Она производит фантастическое впечатление!

Аренду мы платить не сможем

- Другие варианты, кроме Дворца Республики, не рассматривались?

- А больше в городе для нас ничего и нет.

- Вам удалось договориться о каких-то льготных условиях аренды?

- Я не веду никаких переговоров, поскольку считаю, что это задача не театра, а государства, чтобы не потерять балет. Ведь балет - дорогое искусство. Не каждое государство может его себе позволить. Это престиж страны. Насколько мне известно, во Дворце Республики огромная арендная плата, которую мы, естественно, платить не сможем. Я думаю, здесь нужно решение руководства страны. Если с нас будут брать арендную плату - цена билетов поднимется где-то раза в четыре.

- А как вы представляете себе график спектаклей на новой сцене?

- Это должно быть не менее 10 - 15 спектаклей в месяц. Для того, чтобы не простаивала труппа. В любом творческом процессе обязательно должна быть продукция в виде спектаклей. Любые репетиции должны заканчиваться художественным результатом. Чем чаще труппа находится в тренинге, тем лучше ее творческая форма. А спектакль - это лучший тренинг.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter