Контрабандное помешательство

Эх, а как лихо начинался интеграционный процесс в ЕАЭС
Эх, а как лихо начинался интеграционный процесс в ЕАЭС! Когда проект стартовал, выгоды от слияния рынков России, Казахстана и Беларуси измеряли десятками миллиардов долларов. Но нынче этих денег не могут отыскать даже самые завзятые оптимисты. Куда же испарились столь многообещающие выгоды? Ведь на высшем уровне, вроде бы, консенсус не нарушился. Особенно в экономической плоскости. Губят-то все благие начинания интеграции не политическая власть, а пресловутая российская бюрократия. Иногда ее идеи столь изощренные, что сразу и не поймешь, чьи интересы они защищают: государства или определенных коммерческих структур. Вот он, источник многих экономических разногласий и обвинений. А они сыплются, точно из рога изобилия: стоит только белорусским экономическим интересам «прорисоваться» в России, как начинается крика о контрабанде, реэкспорте, «серых» поставках… Увы, понятие конкуренции у соседей, нередко, приобретает своеобразные формы. Выигрывает не самый умный, качественный, расторопный, а хитрый и имеющий широкий круг связей. Плюс «красиво» использует информационное пространство для черного пиара. 


Лучший маркетинг – уметь решать вопросы

Российские предприниматели иногда приходят в шок от нашей действительности. В Беларуси соблюдаются законы! И многое делается так, как в них записано. Конечно, коррупция есть, как и в любой стране, но за нее надолго сажают, поэтому нечистые на руку должностные лица очень сильно маскируются. Попробуй еще найди, кому взятку дать, чтобы пролоббировать частный интерес. Мы-то к этому уже привыкли, поэтому и тяжело нам конкурировать на соседнем рынке. Там совершенно другие правила игры. 

На одной из белорусских конференций, посвященных развитию экспорта, интересную лекцию прочитал представителям наших предприятий российский бизнесмен. Без всяких обиняков, открытым текстом, сказал: белорусские товары нужны. И потенциально в больших количествах. И качество всех устраивает. Почему сбыт не растет? Надо кооперироваться с российским компаниями, делиться прибылями с местными посредниками. По-другому никак. Потери от торговых «войнушек» неизбежны. 

Сам предприниматель, кстати, занимается оптовой и розничной торговлей на Дальнем Востоке. И достаточно успешно. Приглашал к сотрудничеству. И заверил: если он приобрел или заключил контракт на крупную партию продовольствия на выгодных для себя условиях, то никакие «надзоры» не найдут ничего предосудительного в продукции этого предприятия. Мол, не зря же он большую часть своего рабочего времени проводит не рядом со своим бизнесом во Владивостоке, а в Москве. Аудитория поняла непрозрачный намек: лучший маркетинг – умение «решать вопросы». 

Дефицит – родная мать прибыли 

Помнится, в 2011 году председатель российского «Союзмолоко» Андрей Даниленко выступал в Минске на отраслевой конференции. Тогда он заявил буквально следующее: мол, пока белорусские производители не мешают на российском рынке – соблюдают «правильный» ценовой режим, не пробираются в «запретные» зоны розничной торговли, не увеличивают поставок продукции, то никаких проблем у них не возникает. В противном случае, всегда можно найти пальмовое масло. Или антибиотики. Или еще что-нибудь не съедобное. Ну как у профессиональных киллеров: ничего личного, только бизнес. 

А для хорошей коммерции дефицит – матушка родная. Он оправдывает любые ценовые игры. Стоило закрыть границу для турецких фруктов, как недельная инфляция в России зашкалила – розничная стоимость витаминной продукции подскочила, как ошпаренная. Это для потребителей санкции оказались болезненными, поставщики и производители «запретной» продукции даже очень неплохо могут заработать. Тем более, что российский рынок монополизирован вдоль и поперек. Федеральная антимонопольная служба иногда «тявкает» для приличия, но караван продолжает идти своей дорогой. Система, господа! Которая формировалась годами. И ее просто так, в один момент, росчерком пера на нормативно-правовой бумажке о развитии конкуренции, не переломаешь. 

Кроме того, ряд лакомых сегментов потребительских товаров в России четко захватили транснациональные корпорации. Собственно говоря, их позиции сильны и в развитых странах. Но там международным монстрам хотя бы периодически дают по рукам. И следят за чистотой конкуренции пристально и строго. В той же Европе даже не за сговор, а просто за попытку манипуляции ценами, можно получить штраф размером в несколько сотен миллионов долларов. История знает даже рекордные миллиардные санкции. В государствах же победившего либерализма, каковой Россия на сегодняшний день и является, для роста транснациональных монополий созданы идеальные условия. И они распухли до устрашающих размеров. Кстати, многие международные компании последние лет 20-25 показывают рост только за счет стран, которые они презрительно называют «третьим миром». Возможно, в них не настолько высок платежеспособный спрос, но слабое государственное регулирование экономикой позволяет отхватить долю рынка в 40-60% запросто. Практически без всяких правовых последствий. Словом, в соседних странах потребительские рынки четко поделены. И лишних игроков подбивают еще на взлете, чтобы не мешали делать «правильный бизнес». 

Белорусские предприятия со своей продукцией только добавляют ложку дегтя в прекрасно сложившуюся монопольно-коммерческую бочку меда российского бизнеса. И тогда через официальных лиц начинает формироваться список претензий. Сначала главной «фишкой» было пальмовое масло, потом – антибиотики, постепенно акцент сместился к бактериям. Но в последнее время в моде контрабандный тренд. Лет десять наши предприятия успешно перерабатывали импортные рыбу и морепродукты, поставляли их на все соседние рынки, за счет качества и оригинальных, выверенных, подстроенных под восточнославянские вкусы рецептур выигрывали конкуренцию у чисто иностранной продукции. Но в прошлом году с легкой руки деловой прессы и ряда афеллированных экспертов, «белорусская креветка» стала нарицательной. По каким видам продукции только не было высказано претензий. А недавно сенсацию сотворил «Коммерсант»: оказывается, Беларусь является чуть ли не основным донором «серого» рынка сигарет. Мол, приграничные российские районы вообще чуть ли не на половину-треть переходят на табачную продукцию с белорусскими акцизными марками. 

У каждой сказки своя прибыль

Собственно говоря, у каждой военно-торговой истории есть своя подоплека. С «молочкой» все понятно. Она нужна, но не готовые к употреблению продукты, а сухое молоко. И то не всегда, а зимой, когда собственного сырья начинает не хватать. Ах, да, нашу продукцию приветствуют, но по определенной цене. Аналогичная история с колбасами. Своего мяса в России не хватает, а производственных мощностей – выше крыши. Поэтому чужие сосиски и тушенка вызывают у местного бизнеса неподдельное раздражение. А полутуши – поставляйте сколько угодно. А еще лучше – живым весом. Убойных цехов в соседней стране также предостаточно. 

Плодоовощная продукция, которая могла бы возместить санкционный дефицит, не пришлась ко двору по банальной причине – может сбить высокие цены. Да и в целом оттенит завышенную стоимость, сформированную в монополизированном оптовом и розничном звене. 

Последняя байка с массовой контрабандой белорусских сигарет вообще преследует четкую цель: разогреть страсти, чтобы вынудить нашу страну поднять акцизы, фактически, до российского уровня, который нацелен на европейский. Причем, вопреки всякой логике. Конечно, если за основу брать интересы государства, а не транснациональных корпораций. Им в соседней стране принадлежит 92% производства табачной продукции. К тому же, конкретно монополизировано оптовая торговля никотином. И теперь происходят два процесса: повышение акцизов и подорожание розничных цен. Причем на большую величину для повышения маржинальности рынка. 

Решают транснациональные корпорации и другую свою насущную проблему. ЕС завален контрабандой и контрафактом, большая часть которого производится в Юго-Восточной Азии – в этом регионе умопомрачительные избыточные производственные мощности. Долгие годы Россия являлась транзитной страной, через которую «левая» табачная продукция просачивалась в Европу. Если цены вздуть в ЕАЭС, то вся нелегальная продукция будет оседать по дороге. Искоренить это явление невозможно: слишком прибыльный бизнес. Если у добропорядочных Западных стране не получилось, то куда же России, известной своей коррупцией. 

Кстати, по оценкам экспертов, рост акцизов и розничных цен уже приносит свои плоды. По оценкам экспертов, уже сейчас на нелегальную продукцию приходится 10-15% продаж. В международных табачных компаниях не дураки сидят, а аналитики высшей пробы. Все стратегические ходы продумывают и просчитывают на много лет вперед. Да, они частично потеряют в продажах на российском рынке, зато выиграют на европейском: если будет поставлен надежный заслон контрабанде из потребителей в ЕАЭС, то «еэсовским» курильщикам придется покупать неимоверно дорогие сигареты. 

Впрочем, а на нашей территории транснациональные компании не окажутся в накладе. Ведь «транснационалы» лоббируют повышение акцизов на дешевые марки сигарет. Например, если на них сегодня налоговая нагрузка в Беларуси составляет около 9 евро за тысячу штук, то они предлагают к 2020 году поднять ее до 30-33 евро. А учитывая, что на эту сумму накладывается еще и НДС, получится: в самой завалящей пачке папирос только фискальных платежей будет заложено около 1 евро. Круто. Такую цену «потянут» считанные курильщики. Зато ТНК смогут поднять цены на свою продукцию до европейского уровня и исключить ее переток в ЕС по нелегальным каналам. Ведь в 90-е и начале 2000-х мировые табачные производители промышляли контрабандой в западные страны. Было несколько крупных скандалов, ведущим компаниям пришлось взять на себя ряд обязательств по противодействию незаконному перемещению через границу своих торговых марок. В противном случае – сумасшедшие штрафы. Поэтому ТНК, как проштрафившиеся рецидивисты, нынче бояться контрабанды. Естественно, транснациональные корпорации стараются защитить свои глобальные интересы. Расцвет «серого» рынка в отдельно взятой стране их не особенно-то и волнует. Главное – максимизация прибыли в мировом масштабе. Тем более, международных экспертов и специалистов не смущают потери чужих бюджетов от сокращения официальных продаж подакцизной продукции. А этот процесс уже начался. 

Так откуда взялась история с якобы незаконными поставками нашей табачки в Россию? Дело в том, что наша страна занимает принципиальную позицию по акцизной политике в ЕАЭС. Вполне логичную, проверенную жизнью. Что получилось из роста цен на спиртное? Ничего хорошего. А так как на интеграционном пространстве все вопросы, в том числе, и налогообложения, решаются консенсусом, то позицию Беларуси необходимо просто дискредитировать. И включились старые добрые механизмы использования прессы для черного пиара. 

Дело в том, что в Беларуси, в отличие от России, производство и отгрузка табачной продукции поставлены под жесточайший контроль, точно оружие. Автоматизированные системы следят за поставками сырья, сравнивают с отгрузками готовой продукции, специальное опломбированное оборудование фиксирует расход акцизных марок, машины с сигаретами оборудованы оборудованием GPS, сопровождается милицейской охраной… Утечка партии «на лево» при такой системе не возможна в принципе. Да, население в приграничных районах обменивается товарами. Вполне нормальный процесс. Но откуда россияне нашли несколько миллиардов штук нашей табачной продукции на своей территории? Тем более, что по данным официальной статистики, продажи дешевых сигарет в приграничных районах в последние годы только снижаются. 

Считаем соломинки – бревна игнорируем 

Недавно в Минске проходила международная конференция «Контрафакт-2015». Российские представители с интересом пытались понять: как нашим коллегам удалось искоренить в Беларуси производство поддельного спиртного? В России-то эта проблема приобрела катастрофический характер. Половина продаж на водку без акцизных марок приходится в соседней стране. Ладно, когда еще просто от налогов укрываются, так ведь еще и всякую отраву реализуют, прикрывая ее известными торговыми марками. Вот он, налицо результат безответственной государственной политики. 

Но не даром же говорят: если звезды светят – значит, это кому-то выгодно! Подпольное производство – это огромные прибыли. Их хватает и теневым коммерсантам, и тем, которые должны с ними бороться, и людям государственным, обязанным по занимаемым должностям принимать адекватные решения и законы… Конечно, «серый» бизнес есть в любой, даже самой благопристойной стране. Вопрос совершенно в другом: борются с негативными явлениями или нет. И не только силовыми методами, но и разумными решениями, выбивающими экономическую базу из-под ног преступного бизнеса. Кстати, в европейских государствах акцизная политика тоже не однородна. Например, Италия, в которой, фактически, существует государственная монополия на табак, подходит к вопросу более разумно, поэтому не испытывает особого давления нелегальных поставок. В Германии дело обстоит хуже. Причем благонадежные немцы в соцопросах в массе своей оправдывают тех, кто покупает нелегальные сигареты: так выражают свое недовольство официальной налоговой политикой. В Болгарии же – одной из самых бедных стран Еврозоны, когда ставки акцизов довели до средневзвешенных в ЕС, то до 40% продаж оказались в тени. Подобными непродуманными действиями некоторые страны своими руками создают стимулы для организованной преступности. Ведь на фуре «левых» сигарет, даже с учетом взяток, можно заработать до миллиона долларов. Выгоднее торговать только оружием и наркотиками. Но за такие преступления слишком высокие уголовные санкции. А с табаком – риск ниже, а доходы почти такие же. Правда, иногда случаются перестрелки из-за бандитского передела рынка. но это – издержки почти любой криминальной профессии. 

В Беларуси проводится вполне логичная и разумная налоговая политика, чтобы и защищать своего производителя и не провоцировать массовых нелегальных потоков товаров. Да, и у нас есть и контрабанда, и контрафакт., но не собственного производства, а завозной. И приличная доля «левой» продукции приезжает к нам именно из России. И если сегодня в Беларуси, по оценкам экспертов, до 10-15% рынка занимает нелегальный алкоголь, то он не местный, а приплывает с Востока. Оттуда же наши палатки «ипешников» наполняются и легпромовской продукцией неизвестного происхождения. Точнее – известного: либо контрабандой завезли из Юго-Восточной Азии, либо нелегальный гастарбайтеры в подпольных антисанитарных цехах настрочили эти куртки, джинсы, сорочки. Российские руководители утверждают: боремся с тайными производителями. Приходится им верить. Но не припомню случаев, чтобы громогласно предъявлялись официальные претензии. 

И перетекание товара из России в нашу страну тоже происходит. И не малый. По разным причинам. Например, около половины новых автомобилей приобретаются белорусами у российских дилеров. Наши продавцы теряют из-за этого сотни миллионов долларов доходов. Соответственно, и казна недополучает налоги. Но никто не предлагает же выравнивать цены? Хотя, почему бы и нет?! Ведь можно же и НДС ради разнообразия увеличить в России до белорусского уровня. 

Словом, раздувать межгосударственные торговые стычки – как-то не по-соседски. Да, делается это с подачи коммерческих структур. Но официальным лицам, как минимум, не стоило бы на такие выпады обращать внимание. Зачем греха таить: официальная Москва нередко использует наш опыт государственного строительства. Некоторые законодательные акты, точно под копирку списаны. Их понять можно: в Беларуси законотворчество проходит без жесткого и денежного лоббирования чьих-то определенных интересов. Поэтому вполне логично перенимать наши достижения и в области регулирования некоторых рынков. И алкогольного, и табачного, и некоторых других. Тем более, что в вопросах налогообложения спиртного некогда мы пошли по российскому варианту. В итоге поймали большие проблемы. Не настолько глобальные, как в соседнем государстве, но вполне значительные. Так стоит ли наступать на грабли? 

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter