Контора пишет...

Не так давно "СБ" рассказывала, какие чудеса происходят на предприятии "Стройматериалы" в Чисти Молодечненского района...

Не так давно "СБ" рассказывала, какие чудеса происходят на предприятии "Стройматериалы" в Чисти Молодечненского района. За 2 последних года там сменили друг друга сотни различных проверяющих команд. Еле поспевая через турникет, спешили в заводоуправление и обратно работники прокуратуры, милиции, МЧС, налоговых и контролирующих ведомств и даже представители общественных организаций. И всех их интересовала пресловутая отчетность. А еще беспрерывно трещал на заводе телефон, по которому усердно звонили сюда разнокалиберные чиновники и тоже просили цифры и факты, якобы нужные им позарез. Газета тогда сетовала, что работникам предприятия порой некогда заниматься прямыми обязанностями, поскольку 8 рабочих часов они занимаются информированием, ответами на входящую корреспонденцию и прочую бюрократическую дребедень, активно имитирующую работу, а если быть предельно точным, то чью-то кипучую бездеятельность.


Понятно, что вышестоящие организации имеют право и должны контролировать положение дел в курируемых ими отраслях. Но делать это современно, по-умному, не забывая, что главное все же не "документооборот", а производство продукции.


Недавно специалисты Администрации Президента изучили и проанализировали, как выглядят сегодня государственная, статистическая и ведомственные формы отчетности. "Родимые пятна" бюрократизма и здесь предстали в полной красе и обнаженности. Во-первых, на реальных предприятиях всем этим "отчетным" делом вынуждено заниматься огромное количество людей. На Белорусском металлургическом заводе ввиду надвигающегося бумажного шторма пришлось даже создать отдельную структуру с названием "Бюро планирования и анализа производства". Это бюро работает, не поднимая глаз от письменного стола. Как, впрочем, и другие заводские структуры, "брошенные" на "отчетность". 3.725 листов переписки (вдумайтесь только, целый роман!) было отправлено заводоуправлением на 167 запросов правоохранительных и контролирующих органов. Только в адрес Жлобинского РОВД, который интересовался некоей своей сугубо милицейской проблемой, заводом был отправлен ответ на 612 листах. Представить только, сколько сил и времени потратили заводские специалисты на эту переписку! На знаменитой "Белшине" ежегодно приходится представлять разным любопытствующим госорганам информацию по 70 формам государственной отчетности. Можно предположить, что даже о шинах там думают меньше, чем об отчетности, - 6.768 листов "отчетов" отправили с завода в разные инстанции! И все это под горячие разговоры о необходимости снижения "документооборота", а также о развертывании наступательной работы по дебюрократизации! Остается только посочувствовать "Белшине" и другим нашим производственникам, которых все крепче опутывают сетями различных "подзаконных актов и ведомственных инструкций". Ведь бюрократ только с виду кажется медленным и неповоротливым, в действительности он - быстрая вода, проникающая в любую незаполненную еще щель. Кому неизвестно, что за последнее время число бухгалтеров на предприятиях увеличивается в геометрической прогрессии? И они не сидят без дела - только успевают строчить и заполнять самые разные "формы бухгалтерской отчетности". И потому, что вышестоящие финансисты только и знают, что придумывают новинки. С первого квартала 2008 года была принята новая инструкция, установился новый порядок установления и предоставления "наверх" бухотчетности. Что, разве "старой" было мало? На этот наивный вопрос не ответит никто, даже неутомимые составители "нового порядка" из Минфина. Как их понять? Все просто: им нужно постоянно демонстрировать свои компетентность и значимость. А то, что на "Белшине", скажем, бумажная река превращается в Ниагару, об этом "наверху" думают меньше всего. На ОАО "Керамин" ежемесячно в виде зарплаты затрачивается более 160 тысяч долларов, чтобы сотрудники могли вовремя составлять отчетную информацию. Для чего же тратится такая уйма денег и времени? Никто и нигде на этот простенький вопрос ответа не даст.


И вот СООО "Дарида", которая, между прочим, отнюдь не является организацией, подчиненной госорганам. Раз так, то и не должны госчиновники особенно усердствовать по части "информации" - ведь многие вопросы находятся в исключительной компетенции правления СООО и других собственных структур "Дариды". Но не тут-то было. Вот "распорядок дня" "Дариды":


- два раза в месяц Минский райисполком требует у СООО информацию "по ожидаемому выполнению показателей", раз в квартал "о прогнозных показателях по объему внешней торговли и товарами", раз в квартал "об ожидаемых объемах инвестиций в основной капитал", раз в полугодие "о ходе выполнения программы импортозамещения", ежемесячно "о количестве работников, с которыми расторгнуты контракты", раз в месяц "мониторинг предприятий - конъюнктура" и раз в квартал "мониторинг предприятий - инвестиции". Две последние "формы" требуют Нацбанк и его офисы по Минску и Минской области. А кроме того, грозные напоминания о разной "отчетности" приходят на "Дариду" и из других ведомств.


Если все это не бюрократизм чистейшей воды, то что же тогда происходит в отношении "Дариды"? Впрочем, "Дарида" совсем не одинока...


ОАО "Мапид", например, ежемесячно занимается рассылкой отчетов во множество адресов и к каждому письму прилагается по 6 форм. Но и это особо ретивым чиновникам кажется недостаточной строгостью. "Керамину" с 10.00 до 12.00 еженедельно приказано представлять по телефону информацию о поставках продукции на экспорт и импортных закупках. Зачем же "наверху" нужна эта сугубо внутризаводская информация? Но войдем в положение вышестоящих бюрократов. Чем же в ином случае они займут себя? Ведь им тоже хочется - хоть они и не производят ни кераминовские плитки, ни еще что-то материальное! - выглядеть респектабельными, необходимыми обществу, начальственными. И вообще получать достойную заработную плату.


Специалисты Администрации Президента, проверив всего лишь 11 организаций, выявили гигантское количество больших и мелких несообразностей, и, как тенденцию - огромную забюрократизированность системы взаимоотношений по линии предприятие - госорганы управления и власти. Здесь и дублирование запросов о представлении информации, здесь и отсутствие единых подходов к порядку представления статсведений, здесь и допотопные формы (почтальоны, нарочные, курьеры и т.п.) в век компьютерных сетей и электронной почты. И самое главное - массовую приверженность тому стилю, который позволяет, удобно расположившись в кабинетах, как на трех китах, подменять живую работу изобретением все новых и новых бюрократических моделей. Усложняющих жизнь реальным предприятиям и облегчающим жизнь той части чиновничьего аппарата, для которой бюрократизм есть отличная форма существования.


Кирилл ЛАПИЦКИЙ, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter