Конструктор для взрослых

Производственники сравнивают зерносушилку брестского производства с набором «Сделай сам»
Производственники сравнивают зерносушилку брестского производства с набором «Сделай сам»

Приезжаю на Чаусский производственный участок ОАО «Могилевхлебопродукты», чтобы увидеть новую зерносушилку (сделана в ОАО «Брестсельмаш») в надежде написать о бурном развитии зерносушильного хозяйства в стране. Начальник участка Виктор Глушаков на мои расспросы досадливо махнул рукой.

— Идемте, лучше покажу, — предложил он.

Подходим к новенькому агрегату. Поначалу мне, неспециалисту, был непонятен скепсис «экскурсовода» — все вроде бы в порядке. Но это на первый взгляд.

— Посмотрите, — показывает Виктор Петрович, — приемные бункеры открыты. Значит, в вертикальный транспортер, по которому зерно поступает в сушилку, рабочий нечаянно может сунуть руку. Так и до несчастного случая недалеко. Добавьте к этому еще массу выделяемой пыли.

Один из бункеров на предприятии «модернизировали» — прикрыли куском мешковины, привязали для утяжеления обломок кирпича. Какая–никакая, а защита от пыли.

Затем Глушаков демонстрирует единственный способ, коим можно взобраться на верхнюю часть сушилки для ее обслуживания. Для начала надо встать (иного не дано) на край того самого бункера, куда поступает зерно. Еще ладно, если сушилка не работает. А если идет производственный процесс? Запросто можно оступиться — и ногу захватит транспортер.

— А вот еще на что стоит обратить внимание, — говорит Глушаков и включает вентилятор.

Вижу — площадка вокруг сушилки покрывается зерном. За час работы просыпается на асфальт около ведра. Его тщательно собирают и опять засыпают в бункер — в противном случае можно потерять тонны.

В сушилке нет разделения между так называемыми зонами сушки и охлаждения. Как следствие, высушенное зерно выходит из агрегата горячим. Если его сразу, не охлаждая, отправить на склад, то в принципе возможно самовозгорание.

Рассказывали мне и о других недостатках сушилки. Интересных в массе своей профессионалам. Вывод же был сделан однозначный: в том виде, в каком агрегат приходит с завода, его использовать нельзя — нужна доработка на месте.

...Существует положение, по которому установка различных агрегатов (в том числе и зерносушилок) на предприятиях хлебопродуктов должна предварительно согласовываться с Проматомнадзором, — сотрудники этой контролирующей структуры, проведя экспертизу, могут дать, а могут и не дать «добро».

— У ОАО «Брестсельмаш» нет лицензии на производство сушилок для зерноперерабатывающих предприятий, — сказала мне главный государственный инспектор управления по надзору за предприятиями химической промышленности и хлебопродуктов Веста Дорогокупец. — В том, что завод поставляет свою продукцию колхозам и совхозам, ничего страшного не вижу: сушилки ставятся на свежем воздухе и обвеваются ветром. Но если нечто подобное монтируется на предприятии и есть «связка» с элеватором или зерно-

хранилищем, то здесь у нас могут возникнуть вопросы...

Директор ОАО «Брестсельмаш» Иосиф Паюк рассказал мне, что в этом году предприятием произведено и поставлено потребителям 100 сушилок. Вроде как неплохой вклад в реализацию государственной программы модернизации зерносушильных комплексов. Но стоило мне только начать задавать вопросы о лицензии, о качестве, как Иосиф Семенович сразу заподозрил меня в чем–то нехорошем. Мол, сейчас активно рекламируются сушилки немецкого и польского производства. И корреспондент «СБ» — в противовес лозунгу «Купляйце беларускае» — собирается выступить против отечественного производителя. Отнюдь. Я обеими руками за то, чтобы и в промышленности, и в сельском хозяйстве использовалось как можно больше машин и механизмов, произведенных в нашей стране. Но не просто произведенных. А еще — отвечающих всем требованиям времени. Как по своим параметрам, так и по качеству.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter