Конституционный суд расставил точки над “i”

Правом на повышение пенсий обладают лишь отдельные категории детей репрессированных и впоследствии реабилитированных родителей. Такой вердикт вчера вынес Конституционный суд Республики Беларусь, рассмотрев обращение депутатов парламента о соответствии Конституции пункта “г” части 1 статьи 68 закона “О пенсионном обеспечении”.

Суть дела в том, что на сегодняшний день 50-процентная надбавка к пенсии полагается только тем детям, которые находились вместе с репрессированными родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. 
В то же время те, кто остался в несовершеннолетнем возрасте без опеки родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, а также дети и супруги лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно, не имеют права на получение такой надбавки. Хотя, согласно постановлению Верховного Совета Беларуси от 18 октября 1994 года, все эти категории признаны пострадавшими от политических репрессий и соответственно вроде бы должны иметь равные права.
Однако в Министерстве труда и социальной защиты отмечают, что повышение пенсий предусмотрено белорусским законодательством только гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам в 20—80-е годы прошлого столетия и впоследствии реабилитированным. К ним приравниваются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы и фактически разделившие с ними свою судьбу.
Во всех остальных случаях дети не были непосредственно подвергнуты репрессиям и считаются только пострадавшими от них. А для этой категории граждан повышение пенсий не предусмотрено.
Выходит, правовая коллизия стала следствием смыслового разночтения понятий: “репрессированные” и “пострадавшие от репрессий”?
— В 1990 году Верховный Совет БССР утвердил Положение о порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий в 20—80-х годах прошлого века. В нем первоначально не акцентировалось внимание на детях, — отметил председатель Конституционного суда Григория Василевич. — В 1991 году данное Положение было дополнено пунктом 16, по которому пострадавшими от политических репрессий признаны также дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
В октябре 1994 года Верховный Совет принимает постановление, в котором этот пункт был изложен в новой редакции. В результате значительно расширился круг лиц, признанных пострадавшими от репрессий. К таковым были отнесены дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без опеки родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, а также дети расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Однако в белорусском законодательстве о пенсионном обеспечении не было закреплено новой нормы, предписывающей пенсионные льготы всем вышеуказанным категориям граждан.
К тому же принятие постановления от 1994 года было сопряжено с грубыми нарушениями действовавшей на тот момент Конституции Республики Беларусь, подчеркнул Григорий Василевич. В частности, новая редакция пункта 16 не была подписана Президентом страны.
Таким образом, Конституционный суд страны признал, что сложившаяся в Беларуси практика выплаты повышенных пенсий категориям лиц, обозначенных в пункте “г” части 1 статьи 68 закона “О пенсионном обеспечении” согласуется с целями и задачами белорусского законодательства, регулирующего пенсионные права граждан, пострадавших от репрессий.
Наша справка
В настоящее время право на повышение в Беларуси имеют свыше шести с половиной тысяч человек, среди которых как непосредственные жертвы репрессий, так и их дети. Ежегодные бюджетные расходы на финансирование данных выплат составляют около 1,7 миллиарда рублей.

Полностью заключение Конституционного суда будет опубликовано в одном из ближайших номеров нашей газеты

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter