Историки, политологи и депутаты — о Конституции и роли президентства

Конституционный драйвер развития

Сильная президентская власть, сформированная в Беларуси в 1994 году и укрепившаяся в 1996‑м, стала совершенно закономерным явлением для нашей страны. И общемировой политической тенденцией. К такому выводу пришли депутаты, политологи и историки — участники «круглого стола», посвященного 25‑летию Конституции Беларуси и института президентства в нашей стране.

На мероприятии, организованном Издательским домом «Звязда» совместно с пресс‑центром Дома прессы, декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин обратил внимание на то, что правильность выбранного четверть века назад пути построения белорусской государственности подтверждена на практике:

— Самое главное достижение — что мы избежали тех треволнений, столкновений, которые произошли во многих постсоветских и других странах. И это само за себя говорит, что института сильной президентской власти не нужно бояться. Да, Беларусь — это страна с сильной властью, сильной государственностью и сильным Президентом.

И это председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке, член‑корреспондент НАН Игорь Марзалюк считает вполне обоснованным:

— Президентская форма правления воплощает белорусские архетипичные политические идеалы о сильной и справедливой власти. А сильная власть соответствует той исторической традиции, тем ментальным установкам и мотивационному поведению, которые характерны для нашего народа.

И, похоже, не только для нашего. Заведующий отделом историографии и методов исторического исследования Института истории НАН Ирина Жилинская тенденцию усиления исполнительной власти видит общемировой:

— Скажем, в Великобритании ежегодно принимают более 2 тысяч актов, которые предоставляют законодательные полномочия премьер‑министру.


Однако если с жизненной необходимостью сильной президентской власти в Беларуси участники мероприятия согласились безоговорочно, то при обсуждении возможных изменений в действующую Конституцию мнения разошлись. Например, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Наталья Гуйвик убеждена:

— Необходимо внесение изменений в Конституцию как в части избирательной системы, так и в иных частях. Например, у нас давно нет Высшего Хозяйственного Суда — а в Конституции такой орган до сих пор существует.

Действительно, еще в 2013 году был подписан Декрет «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», в соответствии с которым Верховный Суд и Высший Хозяйственный суд были объединены. А хозяйственные суды переименованы в экономические. Однако заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета БГУ, профессор Григорий Василевич настаивает — и потенциал ныне действующей редакции Основного Закона еще далеко не исчерпан:

— Пропорциональная или смешанная избирательные системы вполне могут быть и на основе действующей Конституции. Выборы по такой системе могут быть апробированы уже сейчас — на местном уровне. Думаю, надо активно проводить и местные референдумы — пусть народ учится отвечать за принятые решения. Словом, я за то, чтобы потенциал Конституции был использован в большей мере.

Впрочем, при всех разногласиях все участники мероприятия не могли не согласиться с главной мыслью, сформулированной Игорем Марзалюком:

— Конституция Республики Беларусь, которая была принята 25 лет назад, стала тем важнейшим законодательным драйвером, который предопределил контуры сегодняшней белорусской социально‑экономической и политической моделей. А институт президентской власти позволил наш «бумажный», декларативный суверенитет превратить в реальный. Именно благодаря ему у нас на сегодняшний день есть абсолютно суверенная страна.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter