В хорошем ищи плохое, в плохом – хорошее
– До фильма ничего не знал о своем персонаже – ну разве что фамилию слышал, – рассказывает Константин Милованов. – Сначала были фотопробы в военной форме. Но только через несколько месяцев позвонил режиссер Алексей Мурадов: «Костя, поздравляю, вы утверждены. Есть одно пожелание. Для роли героя в старшем возрасте вы выглядите соответственно. Но картина начинается, когда ему лет тридцать: надо быть постройнее». И я менее чем за месяц скинул с себя ощутимый груз – более десятка кило.
– Играли положительного человека или не очень?
– Мы не хотели героизировать Власика. Повторю банальную фразу, которую знают все актеры: «В хорошем персонаже ищи плохое, в плохом – хорошее».
– Кто все-таки главный герой?
– Я так сказал бы: Власик – заглавный, но главный герой – Сталин. У нас получилось по-иному взглянуть на фигуру вождя.
– С режиссером спорили?
– Расхождения если и были, то по мелочам. Мне казалось, что при Сталине он мог вести себя непринужденно. Показывал режиссеру фотографии: «Ну вот же, видите? Стоит рядом, что-то говорит и ухмыляется, руки в карманах!» Но Мурадов был против. Объяснял, что не хочет пересекать черту, за которой начинается панибратство.
Помогала интуиция
– В чем феномен Власика?
– Это вопрос, над которым я ломал голову. Человек из низов, три класса приходской школы. Путь от солдата Первой мировой до приближенного к Сталину. Разработал систему безопасности, которую используют и сегодня. Наверное, дело в трудоспособности, профессионализме. Он был фактически предан вождем. И все равно не держал на него зла. Почему? Не знаю.
– Наверное, в кадре не комфортно, если не понимаешь героя…
– Были тяжелые сцены – я не понимал, как играть. Бежишь к режиссеру: «Не могу разобраться – объясните». Останавливаемся, начинаем копаться, искать выход. А порой просто срабатывала интуиция.
– Следите за отзывами?
– С интересом читаю форумы. Временами попадаются толковые рецензии. Пишут историки, рассказывают детали, о которых не знал. Даже обидно становится: «Прочесть бы пораньше: можно было бы использовать это в фильме».
Ирина Мустафина
АНТИМИФ
От такого подарка Рузвельт даже задрожал
Насколько экранный персонаж соответствует реальному прототипу? Мы спросили историка и публициста Армена Гаспаряна.
– Киношный Власик ничем, на мой взгляд, не отличается от образов других героев тех лет, о которых сейчас снимаются фильмы: Махно, Чапаева, Котовского и многих других, – говорит собеседник. – В значительной степени это мифологизация.
В Слонимском краеведческом музее Власику посвятили экспозицию: фотографии, наручные часы, портсигар, ручка, депутатский билет и чудом уцелевший орден Красного Знамени, которым его наградили еще в гражданскую войну.
Фото Германа МОСКАЛЕНКО.
Фото Германа МОСКАЛЕНКО.
– Каким же Власик был на самом деле?
– Одни считают, что, несмотря даже на лагерь и тюрьму, Власик оставался верен Сталину до гробовой доски. Другие, наоборот, видят в нем бездумного солдафона, способного лишь исполнять волю хозяина. Дискуссии продолжаются. Биография Власика до конца не изучена, из-за чего и рождаются всякие выдумки. Но один факт бесспорен – он фактически с нуля создал службу охраны первого лица государства. До этого в Кремле был проходной двор. Для сравнения: на Гитлера, которого, конечно, тоже охраняли, было 42 покушения. Система охраны Власика сбоев не давала. Все было схвачено. Люди работали невероятно профессионально.
– Тем не менее в апреле 1952 года Власика убрали из главных охранников и отправили руководить колонией в город Асбест.
– Отставку спровоцировал Берия. Власик дал положительную аттестацию некоторым фигурантам последующего «дела врачей» и в итоге сам попал под подозрение. Сталин явно поторопился от него избавиться. Последствия для вождя оказались фатальными. В момент смерти рядом с ним не оказалось человека, который знал и понимал, что надо делать.
– В заслугу Власику ставят и охрану участников Тегеранской конференции в 1943 году?
– Тогда наши спецслужбы сорвали немецкую операцию «Длинный прыжок» по ликвидации руководителей союзных держав.
– Там же, в Тегеране, был любопытный момент. Зная, что Рузвельт – заядлый филателист, наши в знак расположения подарили ему редчайшую марку…
– В честь так и не состоявшегося перелета Леваневского из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс, да еще с ошибочно перевернутой при печати надписью. Когда Рузвельт получал подарок, у него, по воспоминаниям очевидцев, руки тряслись от волнения. Марка уже тогда стоила сумасшедших денег. Достал ее опять же Власик. Через Всесоюзное общество филателистов узнал, у кого из коллекционеров она есть…
– Приехал с конвоем и отнял?
– Филателисту просто объяснили ситуацию и расплатились с ним наличными деньгами по коллекционной стоимости марки.
– Власик – белорус. Почему Сталин в свои охранники выбрал именно его, а не какого-нибудь верного горца, что, казалось, было бы логичнее?
– Начальник штаба партизанского движения Пантелеймон Пономаренко считался на одном из этапов, по сути, преемником Сталина. Уже позже, в хрущевское время, появились утверждения, что вокруг Сталина грузины были всюду. Очередной миф. Дело абсолютно не в национальности, а в личных качествах человека. Кто справлялся, тот и действовал. Это была нормальная практика.
– Как и кутежи с девицами на правительственных дачах? Одна из участниц вспоминала, как пьяный Власик выхватил из кобуры пистолет и начал палить по пустым фужерам. Или это тоже миф?
– Нет – правда, было и такое. Что Власику, кстати говоря, также припомнили, когда снимали с должности.
Борис ОРЕХОВ