Конспирация по-браконьерски. Как бы ни изловчались нарушители природоохранного законодательства, но рано или поздно им приходится отвечать за свои темные делишки.

Когда сотрудники природоохранных органов “патрулируют” леса и водоемы, их маршруты пролегают далеко не по шоссе и автобанам. Здесь скорости не разовьешь. Наоборот, даже в сухую и жаркую погоду, как нынешним летом, уазик с его повышенной проходимостью может застрять на лесной дороге. Поэтому времени для беседы и обмена мнениями достаточно.

Когда сотрудники природоохранных органов “патрулируют” леса и водоемы, их маршруты пролегают далеко не по шоссе и автобанам. Здесь скорости не разовьешь. Наоборот, даже в сухую и жаркую погоду, как нынешним летом, уазик с его повышенной проходимостью может застрять на лесной дороге. Поэтому времени для беседы и обмена мнениями достаточно.

— Браконьер сейчас не тот, что раньше: осторожный и осмотрительный, — рассуждает начальник отдела оперативного реагирования Могилевской областной инспекции охраны животного и растительного мира Александр Коваленко. — “На арапа” его не возьмешь. Только когда припрешь неопровержимыми доказательствами, сознается. Вот совсем недавно был случай...
Случай действительно интересный. 32-летний безработный, уже имевший трения с законом, профессионально занимался рыбным браконьерством, работая под заказ. Чтобы обезопасить свой промысел, в качестве наблюдателя усаживал на берегу старика-отца, сам в жаркую погоду под видом купающегося расставлял на неглубоком месте речки Рудеи сети с ведром в руке, в котором они и хранились. Издали и не скажешь, что человек браконьерит. А подойдешь — ведро в сторону, сети неизвестно чьи — вот и весь сказ. Конечно, незаконные орудия лова извлекутся, рыбу, запутавшуюся в них, тоже можно обратно выпустить в реку, но правонарушение останется безнаказанным. А это значит, что оно обязательно повторится.
— Давай и мы сыграем “спектакль”, — предложил Коваленко старшему госинспектору Леониду Шадракову и стал раздеваться. В плавках, с удочкой на плече и пакетом в руке он вальяжно и с безразличным видом вдоль берега направился к браконьерам, изображая рыбака, решившего поудить. Проходя мимо, как бы невзначай спросил, как успехи. Те возьми да и похвастай. И свою промашку осознали только тогда, когда увидели в руках незнакомца служебное удостоверение.
Что за этим последовало, нетрудно представить. По протоколу, который направлен в суд, браконьер получит штраф от десяти до пятидесяти базовых величин.
— Осторожным и скорым на выдумки стал и браконьер-охотник, — дополнил рассказ сослуживца старший госинспектор Александр Сержантов. — Вместе с егерем Белыничского лесхоза Сергеем Мордачевым, объезжая  охотничьи угодья, услышали выстрелы. Возле деревни Дуброва у кукурузного поля заметили человека. Тот объяснил, что хотел, мол, нарвать кукурузных початков. Но почему-то очень быстро засобирался уезжать...
Не станем раскрывать всех хитростей оперативных действий, которые провели Сержантов и Мордачев. Заметим лишь, что в конечном итоге на незаконной добыче кабана попались браконьеры-братья. И им уже светит уголовное дело.
Грубое нарушение пресечено в Могилевском районе. В такую сушь, которая стояла до недавнего времени, когда показания термометров приближались к максимальной отметке, некто из руководящих лиц (установить, правда, горе-хозяйственника не удалось) отдал распоряжение поджечь солому и стерню на убранном возле деревни Долгий Мох Могилевского района зерновом поле. Инспекторам самим пришлось тушить уже набиравшее силу пламя, мобилизовывать для этого местных жителей.
Хотя случается, что некоторые даже не догадываются о том, что допустили нарушение природоохранного законодательства. Скажем, когда инспекторы проезжали вблизи Черикова вдоль берега Сожа, то заметили машину, стоящую буквально в семи метрах от водной кромки. Шумная компания молодых людей беззаботно плескалась в воде. На замечание (транспортное средство должно стоять не ближе тридцати метров от береговой кромки) они быстро отогнали “ауди-80” на положенное расстояние и признались, что и не подозревали о нарушении. Поэтому инспекторы ограничились предупреждением.
— Увы, во время каждого выезда выявляем нарушения, — констатирует Александр Коваленко. — И нарушителям не помогают никакие уловки и хитрости. Тем более что у инспекции появляется все больше сигналов от простых людей о нарушениях природоохранного законодательства. Это не “стукачество”, а нетерпимость к тому, кто беспардонно и грабительски вторгается в природные богатства, попирая закон. Им не безразлично, в какой среде будут жить их дети и внуки, где любоваться всеми ее богатствами: в зоосаде или в живой природе.
Огромный эффект дает и межведомственное взаимодействие Минприроды, Гос-инспекции охраны животного и растительного мира, правоохранительных органов. Совместные рейды давно уже стали хорошей традицией.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter