Обсуждаем Основные положения проекта Программы социально‑экономического развития страны на 2021—2025 годы

Консолидирующее вече

Практический взгляд на Основные положения проекта Программы социально‑экономического развития страны на 2021—2025 годы и анализ их социального блока выявляют не только колоссальную важность этого документа, но и поистине эпохальность предстоящего уже на следующей неделе VI Всебелорусского народного собрания. Масштабность всенародного форума обусловлена в том числе и его мощной консолидирующей ролью, говорят опрошенные нами делегаты.


Андрей БОЛТРИК, заместитель председателя Гродненского горисполкома:

— Внимательно ознакомился с проектом Программы социально‑экономического развития на ближайшие пять лет. Со многим согласен, но как у практика, работающего на своем уровне, у меня также есть свое видение того, чем должна заниматься местная власть в разрезе развития экономического потенциала.

В первую очередь необходимо создать условия для роста частной инициативы и бизнеса.

Приведу несколько примеров того, каким образом в Гродно стимулируют малый и средний бизнес не хранить деньги в чулках, а инвестировать их в дальнейший рост. Как известно, уже несколько лет наш город входит в безвизовую зону для посещения иностранцами. Появился потенциал для развития туристической инфраструктуры. Городские власти должны были подтолкнуть этот процесс, и мы нашли варианты. Десятки пустующих помещений в историческом центре города из числа ветхого отселенного жилья ждали ремонта. Было решено вывести их из состава жилого фонда и отдать бизнесу. Это оказалось востребованным. Кроме того, бизнес увидел, что создана необходимая правовая база, что местная власть идет навстречу инициативам, готова поддерживать их информационно, в том числе на различных международных форумах, и активно начал инвестировать в этот сегмент. С момента вступления в силу указа о безвизовом режиме до начала прошлого года количество объектов общественного питания увеличилось на 104, объектов торговли — на 754, число турфирм выросло с 30 до 80.

Лет пять‑шесть назад мы выделяли и продавали с аукциона 3—4 земельных участка в год под организацию производства или объектов торговли и сферы услуг. Сегодня мы увеличили предложение: продаем примерно 20—30, предоставляя таким образом бизнесу возможность вкладывать ­деньги и ­развиваться. Говоря об инвестициях, хотелось бы отметить, что сейчас у нас разрабатывается проектная документация по строительству самой крупной мебельной фабрики в Гродно с планируемой численностью работников около 2 тысяч человек, уже выделено 40 гектаров земли под ее возведение. Это иностранный капитал, предполагаемый объем инвестиций — 50 миллионов евро. К слову, это будет производство, направленное на переработку местных ресурсов, как и рекомендовано в программе развития.

Уютные улицы Гродно — хороший потенциал для развития туристической инфраструктуры.

Привлечение иностранных инвесторов мы считаем одной из важнейших задач местной власти. Как показывает практика, наиболее эффективно это происходит при контактах между органами местного самоуправления.

Благодаря хорошим взаимоотношениям с мэрией Белостока нам удалось найти людей, готовых вложить деньги в исторический комплекс зданий не функционирующего сейчас пивзавода. Они готовы инвестировать в него около 10 миллионов евро.

Еще одно важное дело, которым мы должны заниматься на местах, — вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества. Что касается таких объектов, принадлежащих городу, мы с ними уже разобрались: либо они вовлечены в хозяйственный оборот, либо для них найдены инвесторы. Но в отношении неиспользуемого имущества республиканской формы собственности эта проблема существует. Не используются десятки тысяч квадратных метров на объектах, находящихся на территории города. К сожалению, мы не имеем полномочий предпринимать касательно них какие‑либо действия.

Однако на местном уровне виднее, как этим имуществом эффективнее распорядиться. У нас накоплен богатый опыт по вовлечению подобных помещений в хозяйственный оборот, да и организационно‑правовые моменты на местном уровне максимально упрощены. Наше предложение — передать подобные объекты органам местного управления.

Не министерства и концерны должны заниматься этими объектами, они разрабатывают общую стратегию развития отраслей, решают намного более важные вопросы.

Еще один момент — развитие высоких технологий. Сегодня в Гродно около 50 субъектов хозяйствования осуществляют деятельность в сфере разработки программного обеспечения, реализуя свои услуги за рубеж. Их экспорт за прошедшую пятилетку вырос в 4,2 раза. Это наиболее динамично развивающийся сегмент бизнеса в Гродно, что связано с хорошим уровнем образования, который обеспечивает наш университет, выпуская высококлассных специалистов. Поэтому уверен, что потенциал развития этой сферы еще не исчерпан.


Петр ШУТЬКО, председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома:

— Суть вынесенного на обсуждение проекта Программы социально‑экономического развития страны на 2021—2025 годы заложена в ее концепции. Экономика и социальная сфера — два этих направления неразрывно связаны между собой и определяют жизнедеятельность любого общества.

От первой до последней строки программа нацелена на повышение благосостояния граждан. Заложен рост реальной заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат.

Отмечу также предусмотренную привязку зарплаты бюджетников к уровню средней по республике. Это позволит существенно повысить доходы тех, кто трудится в бюджетной сфере: врачей и среднего медперсонала, учителей, преподавателей вузов, работников сферы социального обслуживания, культуры и других. То же касается пенсионных выплат.

Планируется сформировать эффективную многоуровневую пенсионную систему. Речь идет о развитии принципиально новых направлений, таких как корпоративные пенсионные программы нанимателей, профессиональное пенсионное страхование работников по условиям труда, частные сбережения путем добровольного накопительного страхования пенсии.

Конечно, это не заменит действующей системы ФСЗН, поскольку обеспечить выполнение социальных обязательств в полном объеме может только государство. Однако будущие пенсионеры получат возможность совместно с нанимателями формировать дополнительные фонды сбережений. Поэтому взаимодействие этих систем должно строиться по принципу «не вместо, а вместе».

Для Беларуси это очень важная тема. Средняя продолжительность жизни в стране растет, и, соответственно, увеличивается количество пожилых граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке. И это не только материальный, но и другие аспекты гуманитарного характера. Меры по совершенствованию адресной социальной помощи предусмотрены в одном из разделов программы. Среди прочего говорится о дальнейшем развитии сети учреждений социального обслуживания населения. Некоторые из них планируется открыть в Гомельской области уже в этом году. В частности, отделения комплексной реабилитации для молодых людей с ограниченными возможностями в Гомеле и Мозыре. Предназначение — помочь этим людям адаптироваться к современной жизни с учетом имеющихся заболеваний. Также под открытие дома‑интерната будет реконструировано социальное учреждение в Калинковичском районе.

Среди прописанных в проекте программы приоритетов неизменным остается поддержка многодетных семей, защита материнства и детства. Будет продолжена и расширена программа семейного капитала, которая уже показала свою эффективность в предыдущую пятилетку. Меры по усовершенствованию такой помощи обсуждались и во время недавних диалоговых площадок.

Уверен, что, руководствуясь тезисами программы, в предстоящую пятилетку нам удастся реализовать ряд проектов, направленных на оказание социальной помощи категориям нуждающихся граждан.

charovskaya@sb.by

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter