Вопреки всем громким заявлениям предпринимателей, наши вещевые рынки не превратились в пустыню ни с 1 июля, ни даже с 1 августа

Консерваторы с клетчатыми баулами

Вопреки всем громким заявлениям предпринимателей, наши вещевые рынки не превратились в пустыню ни с 1 июля, ни даже с 1 августа. Не перестанут они работать и после 1 января следующего года. Жизнь продолжается. Да, в райцентрах число бизнесменов типа «купи-продай», привозивших товар в клетчатых баулах из России, поубавилось, встречаются закрытые павильоны и роллеты на крупных минских рынках, в торговых центрах. И цены не взмыли в разы. Ситуация не столь критична, как предрекали ранее пессимисты. 

5 друк500.jpg


Напомню, с июля в стране заработал техрегламент Таможенного союза в отношении товаров легкой промышленности. Это значит, теперь в идеале на все юбки, брюки, белье, полотенца у торговца — плательщика единого налога должны быть сертификаты и декларации об их качестве и безопасности. Либо товары промаркированы соответствующим единым знаком Таможенного союза. 


С полным списком требований можно ознакомиться на сайте Госстандарта. Тут же размещена информация об упрощенных способах подтверждения «правильности» для товаров, ввезенных в страну до 1 июля, — такие поблажки предоставил Указ Президента № 222. В частности, распродавать остатки можно до 1 марта следующего года на тех же условиях, что были определены в совместном постановлении Минторга, Минсельхозпрода, Минздрава и Госстандарта. В случае если нет никаких документов, нужно предупредить покупателя вывеской, что он в каком-то смысле рискует, покупая такой товар. 


Правда, есть одно но: чтобы все блузки-юбки вдруг не оказались «закупленными полгода назад», предприниматели должны были описать приобретенное и уведомить об этом налоговую, для чего в свое время даже продлили режим работы инспекций. Однако из 39 тыс. ипэшников, торговавших без документов, по словам начальника Главного управления налогообложения физических лиц МНС Михаила Рассолько, сведения подали чуть более половины. Почему? Вероятные причины — распродали товар или перепродали другим организациям. В противном случае «забывчивым» грозит штраф до 50 базовых величин и, по решению суда, даже конфискация товара. 


И еще, теперь на все предметы гардероба должны быть документы, подтверждающие их приобретение. 


Впрочем, о принципах цивилизованной работы говорилось много. Немало было и уступок, чтобы занятые торговцы могли ознакомиться с правилами и привыкнуть к ним. Что и сделали крупные и серьезные игроки. Но мониторинг госорганов, да и собственные наблюдения показывают: многие предприниматели как работали, так и продолжают работать «по-дикому». Ни тебе нужных бумаг, ни вывески-предупреждения… Да еще и права потребителей нарушают, не сообщая им даже минимума важной информации. Когда что-нибудь изменится? 


Одна из многообещающих дат — 1 марта 2015 года. «Судный день», к которому не всегда честные на руку бизнесмены начнут работать цивилизованно, или вынуждены будут уйти с рынка. Предприниматели в этом вопросе занимают давно излюбленную позицию: прогнозируют крах всему и всем. Говорят, сократится товарооборот, а это для бюджета страны будет болезненно, ведь 40 % его дают рынки. 


В Минторге полагают, что драматизировать ситуацию не стоит: не будет рынков — люди чаще станут ходить в магазины. Там, к слову, уже появились вещи, которые встречаются у торговцев, но дешевле. А пока ситуация напоминает какую-то игру. С одной стороны государство прилагает усилия, чтобы защитить покупателей от откровенно низкокачественного ширпотреба. 


С другой — предприниматели-консерваторы в штыки воспринимают все новое и упорно пытаются жить по-старому. Хотя для перехода на рельсы цивилизованной торговли создаются условия. Например, для экономии сил и средств ИП в стране действует 34 оптовые базы, готовые привезти любой товар по заявке. Цены там вовсе не кусаются. Даже обычные покупатели с удовольствием заглядывают в такие магазины мелкого опта, ведь там можно купить, скажем, две пары качественных туфель по цене одной рыночной. 


Но предпринимателям подобный вариант пока не очень-то интересен. Судя по статистике, до недавнего времени они, скорее, старались «безболезненно» завезти побольше товара из России. Первый заместитель министра торговли Артур Карпович озвучил следующие цифры: в первом полугодии оптовики поставили предпринимателям непродовольственных товаров на Br 100 млрд.За 18 дней июля — еще на Br 9 млрд. При этом 84 % — с лейблом «Сделано в Беларуси». Умеют у нас красиво шить, не надо по ассортименту отдельных торговых точек судить обо всей легкой промышленности. 


Мария ДРУК
m_druk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter