Консенсус и плюрализм

Последние несколько недель, пожалуй, самая актуальная тема – остановится ли Россия на Крыме или захочет присоединить к себе юго-восточные области Украины?

Последние несколько недель, пожалуй, самая актуальная тема – остановится ли Россия на Крыме или захочет присоединить к себе юго-восточные области Украины?

Украинские политики, которые уже начали проводить предвыборную агитацию, выступают, разумеется, за единство Украины. Политики, ориентированные на западные области и центр, в этом вопросе категоричны: Россия – враг. Но и на востоке Украины ситуация очень непростая. Губернаторами восточных регионов стали олигархи, которые для успешного ведения собственного бизнеса на территории Украины заинтересованы в ее единстве. СМИ находятся в руках олигархов, которые давно и максимально используют этот ресурс в собственных интересах.

Интенсивная антироссийская агитация на востоке и юге велась еще при Януковиче, не столько подготавливая население к ассоциации с ЕС, сколько отдаляя население от России. Теперь же началась самая настоящая информационная война.

После побега Януковича из страны в Харькове проводился съезд представителей юго-восточных областей, который не дал результатов, не было выбрано, как предполагалось, общее правительство. Крым самостоятельно продолжал борьбу за свои права.

Похожую ситуацию Украина уже переживала после «оранжевой» революции, когда юго-восток был готов отделиться. Но политики смогли договориться, и СМИ, которые находятся в руках олигархов, рассказали, какое мнение должно быть у жителей этих регионов. Сейчас происходит то же самое. Но только Крыму удалось настоять на своих правах. Крым, в отличие от юго-восточных областей, был настроен максимально пророссийски, в нем всегда были пророссийские партии. Правительство Крыма заранее максимально позаботилось о защите полуострова от бандеровцев, организовав группы добровольцев, а потом обратилось за помощью к России. Руководство и активисты Крыма не боялись уголовных дел, которыми их пугала Украина. Не побоялись и национальных неурядиц, которые ему пророчили с момента возвращения на полуостров крымских татар, внушая десятилетиями, что надо искать компромисс, что лучше быть в составе Украины, чем провоцировать у себя Косово. Однако угроза со стороны украинских националистов перевесила все те проблемы, которые могли возникнуть в случае отделения. Полуостров был готов к войне. Однако все, что внушалось Киевом много лет, оказалось блефом. Крым без единого выстрела перешел из состава Украины в состав России, за что проголосовало 80% взрослого населения (в том числе большинство украинцев и татар). Мифы о том, что Украина без боя не отдаст Крым, а сам Крым может превратиться во второе Косово, развеяны. Крымчане чувствуют, что они вернулись домой, и очень благодарны России, ее солдатам и офицерам, ее президенту.

Ситуация же на юго-востоке Украины отличается от крымской. Там есть сторонники сближения с Россией, но есть сторонники сближения и с Европой. До крымского консенсуса там очень далеко. 30–40 % населения этих регионов ориентируются на Европу, а значит, в случае каких-то проблем в будущем эти люди, в отличие от крымчан, считающих Россию своей родиной, которая их спасла, будут думать, а не прогадали ли они, отдалившись от Европы. Из таких регионов потом может получиться «российская Галичина», живущая по принципу «хорошо там, где нас нет». Присоединение юга и востока Украины к России – очень дорогой проект как морально, так и материально. И если уж идти на это, то хотелось бы там видеть крымское единство, а не плюрализм мнений. Плюрализм – это хорошо, но в нынешней ситуации слишком многое на кону, чтобы рисковать. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter