Конкурс в "Институт семьи" падает, а детей больше не становится

Более 100 тысяч малышей появляется у нас каждый год в течение последних десяти лет. В позапрошлом году общий коэффициент рождаемости был 12,5 промилле. В прошлом — 12,4. По показателю младенческой смертности мы входим в тройку лидеров в мире — всего лишь 3,2 промилле в прошлом году (а за семь месяцев этого — 2,9). На самом деле для динамики демографических процессов проделана колоссальная работа! Но как сделать так, чтобы она не замедлилась? Поступают тревожные звоночки.

Дело в том, что сегодня страна сталкивается с новым вызовом — рожать в 20 лет стало немодным, общество потребления диктует свои правила: живи для себя, а потом для детей. И в Минздраве подтверждают: вот-вот подойдем к тому, что начнет снижаться число женщин репродуктивного возраста. Если к 2020 году таких дам будет 2 миллиона 162 тысяч, то уже  к 2040 (если  не изменятся репродуктивные  установки) цифра упадет до миллиона  800 тысяч.  Мы, по сути, уже сегодня должны крепко призадуматься о том, как нам в перспективе не угодить в демографическую яму. Один-два ребенка — мало, очень мало, чтобы спокойно думать о будущем. Надо, чтобы в семьях было как минимум трое. 

Многодетных семей на учете в территориальных центрах соцобслуживания почти 92 тысячи. Но в большинстве те ячейки общества, где подрастают один или два ребенка. Не дело. Надо активнее работать с семьей, детьми, молодежью, призывают специалисты. Но семью-то надо еще хотеть создать. А современные парни и девушки вовсе не торопятся  заключать союз. Средний возраст вступления в брак у нас уже 26—27 лет. И ежегодно он сдвигается примерно на полгода. На первый план выходят получение образования, создание материального достатка. А тут еще свадьбу хочется с шиком устроить, потратить на забаву несколько тысяч у.е., чтобы перед друзьями не ударить в грязь лицом, и где взять столько денег? Следовательно, позже женятся, позже рожают первого и последующих детей. А на третьего или четвертого решиться? Это же удар по бюджету!

В Европе с такими вызовами столкнулись давно, решить толком не смогли. Рожают после сорока, но здоровьем «поздние» дети похвалиться не могут. А нам неплохо бы призадуматься — не оказывать ли поддержку молодым семьям на самом раннем этапе их создания? Вспомните, как в советское время расшифровывалась аббревиатура вуз — выйти удачно замуж. Конечно, это всего лишь шутка, но большинство благодаря учебе в техникумах, институтах именно так и создавали семьи, празднуя свадьбы в студенческих общежитиях. Ныне таких катастрофически мало. В Беларуси зарегистрировано лишь 400 студенческих семей. 

Вспоминаю беседу с одним из врачей районной больницы на Могилевщине. Со своей будущей женой он познакомился именно во время учебы, поженились на последнем курсе. В общежитии молодой семье дали комнату. При распределении на первое место работы моментом предложили квартиру. Сразу два молодых-специалиста — настоящая удача для районной больницы! 

Сегодня гендерный дисбаланс наблюдается уже при приеме в вузы. В группах по двадцать девушек и только несколько парней, или наоборот.  Вот и получается, что одинокая молодая специалистка или специалист, распределившись, будут прежде  всего думать, как наладить свою личную жизнь. 

Пример. В одной из сельских врачебных амбулаторий нарадоваться не могли на врача. Выделили дом со всеми удобствами. Но она нашла свою вторую половинку в городе и упорхнула после отработки. А приехала бы в агрогородок с супругом? 

Позиция общества, церкви: семейным ценностям, осознанному родительству надо обучать со школьной скамьи. Это мастерство, которое должно передаваться от мам и пап детям.  В противном случае конкурс в «институт семьи» с каждым годом будет падать... 

korenevskaja@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter