Конкурс традиционного белорусского танца "Мяцелiца" прошел в Минске

Дробный перестук каблуков, залихватские "э-эх!", зрители, битком набившие зал и стоящие в проходах - так под звуки дуды и цимбал в третий раз прошел в Минске Республиканский конкурс традиционного белорусского танца "Мяцелiца". Самым младшим танцорам было по 15 лет, самому старшему - за 70: плясовому веселью все возрасты покорны. 


Конкурс, который раз в два года проводится Школой традиционного искусства совместно с Белорусским фондом культуры, - любительский, но в этом и заключается его ценность: привлечь не профессиональных танцоров с отточенными движениями, а тех, кто хранит и передает из поколения в поколение народную традицию. Идея "Мяцелiцы" у художественного руководителя конкурса лауреата специальной премии Президента деятелям культуры и искусства этнохореографа Николая Козенко родилась еще тридцать лет назад: 



- Конкурс ориентирован на локальную культуру и ее проявления в пластике, композиции, эстетике, потому все участники обязательно должны быть в своих "строях" - не в усредненных белорусских костюмах, а именно в тех нарядах, которые носят в их местности. Так же как и танцы должны исполняться характерные для каждого района. Похожие проекты апробировались в регионах, а в Минске долгие годы ничего не было. Как так - вся Беларусь танцует, а в столице ничего не проходит? И вместе с фольклорной группой Guda мы однажды решили провести конкурс, готовились, разучивали множество танцев (я из экспедиций по районам привез много видеозаписей), потом и название придумали - "Мяцелiца". 


Танцев в конкурсной программе не два и не три. Помимо всякому знакомых польки или лявонихи, можно было увидеть, например, некогда широко распространенные, а теперь среднему горожанину практически неизвестные "абэрак", "матл$т", "грачанiкi", "суботу" или "ночку". В деревнях до сих пор от старшего поколения к младшему передают танцевальные умения и ухватки - то, что в городах практически утеряно и знакомо разве что любителям этнографии. Возродить интерес к белорусской танцевальной культуре, от которой годами отворачивались, считая народное отсталым и некрасивым, - такую задачу ставят себе устроители конкурса.

И хотя в крупных городах по-прежнему мода на зарубежные реггетон или сальсу, число заинтересованных в исполнении родных танцев понемногу растет. Чем дальше, тем шире география: в этом году ценители и хранители белорусской танцевальной традиции съехались из семи районов Гомельской области, из Осиповичского, Любанского, Полоцкого, Витебского и других районов и городов. Присоединяются и минчане, в том числе студенты БГУ: что нельзя узнать от бабушек и дедушек, то можно почерпнуть в этнографических сообществах и на специальных занятиях.  


С виду легкие движения танцоров на деле требуют серьезной физической подготовки, которой сегодня мало кто обладает, обращает внимание организатор конкурса, директор Школы традиционного искусства Виктория Михно:



- Современные городские жители, проводящие дни в офисах, не могут станцевать белорусский танец без достаточной тренировки. Сама с этим столкнулась, когда только начинала учиться. Первые два года мне пришлось очень тяжело, пока не натренировала мышцы. Да, офисные работники могут заниматься адаптированными вариантами ушу и карате, но вот чтобы исполнить неадаптированный белорусский народный танец, нужно иметь подтянутое, тренированное, здоровое тело - и еще более здоровый дух.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter