Готовы ли педвузы к конкурсу среди медалистов и отличников?

Конкурс медалистов

Когда пару лет назад в БГПУ им. М.Танка заявили, что будут зачислять без экзаменов на педагогические специальности медалистов и победителей олимпиад, многие скептически хмыкнули. Мол, ну какой отличник пойдет в учителя, когда ему открыты многие другие университетские двери? Всего–то и нужно — подтвердить свои знания, сдав тестирование. Но ситуация действительно круто переменилась. Только в главном педвузе страны в этом году в конкурсе участвовали 148 медалистов и обладателей дипломов ссузов с отличием, в 2015 году таких абитуриентов было 132, а в 2014–м — 100. Более того, на некоторых специальностях среди поступающих без ЦТ даже конкурс сформировался. А ведь уже в следующую вступительную кампанию на привилегию зачисляться «автоматом» надеются еще и особо успешные выпускники педагогических классов, которых, заметим, в нынешнем учебном году стало втрое больше. Но готовы ли выдержать этот наплыв сами университеты?


Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Нынче Белгосуниверситет зачислил без экзаменов на педспециальности 58 абитуриентов, Гродненский государственный университет им. Я.Купалы — около 20, были такие абитуриенты и в других вузах. И все же учиться на педагогов больше всего желающих в БГПУ, где только на дневное отделение, подсчитали в пресс–службе вуза, без ЦТ приняли 6 олимпиадников и 78 медалистов. Чаще всего отличники школьной учебы штурмовали специальности «Логопедия», «Математика и информатика», «История и обществоведческие дисциплины» и «Русский язык и литература». В итоге на некоторые специальности, в том числе «Русский язык и литература» и «История и обществоведческие дисциплины», о проходном балле можно было и не говорить — все зачисленные на бюджет не сдавали экзамены.

С одной стороны, успех, ведь наблюдаем отрадную тенденцию: интерес к педагогическим специальностям вырос, пусть и благодаря нестандартному подходу к процессу поступления. Да и сам уровень абитуриентов поднялся. И хотя некоторых одолевают сомнения: «А не натягивают ли школы оценки своим медалистам?», вряд ли этих ребят обвинишь в лени и нежелании учиться. С другой же стороны, не прошли ребята с действительно высокими баллами, которые сдавали ЦТ и, не исключено, методично шли к поставленной цели — стать учителем по тому или иному предмету. Прошли на первый курс и не все олимпиадники: их аттестаты в последний день гонки за бюджетные места не выдержали конкурс с медалистами. Справедливо ли?

Среди таких не поступивших на учителя и Григорий К. из Жлобина. Он мечтал стать историком, но так сложилось, что сейчас учится на сварщика в местном колледже. Сам парень на тему минувшей вступительной кампании говорит очень неохотно, а вот его педагоги — с болью в сердце. Дескать, как же так? Среди них и классный руководитель Елена Журавлева:

— В прошлом учебном году Григорий стал победителем областной олимпиады по истории, что согласно постановлению Министерства образования от 7 апреля 2014 года № 30 «Об установлении перечня педагогических специальностей, при поступлении на которые зачисляются без вступительных испытаний отдельные категории абитуриентов» давало ему право на зачисление в вуз на льготных основаниях. Гриша увлекается историей с детства, неоднократно принимал участие в конкурсах и мини–олимпиадах по предмету, но именно после того, как узнал об этом постановлении, стал целенаправленно готовиться к олимпиаде. Мы все радовались его победе, а одноклассники поздравляли как уже почти студента.


Фото Артура ПРУПАСА

Когда наступило время окончательно определяться с поступлением, учителя решили держать руку на пульсе и связались с приемной комиссией вуза. Проблем ничего не предвещало — школу заверили, что для поступления достаточно диплома победителя олимпиады, школьного аттестата и рекомендательного письма. Необходимые документы быстро подготовили, оставалось ждать лишь финального аккорда — непосредственно зачисления. Естественно, тестирование Григорий не сдавал, ведь статус первокурсника казался делом решенным. В первый же день подачи документов Гриша отправился с мамой в университет и зарегистрировался под номером один. Но радость мгновенно улетучилась за день до окончания приемной кампании, когда в телефонной трубке его мама услышала от представителя приемной комиссии, что средний балл аттестата сына ниже, чем у медалистов, которые подали заявления на эту же специальность. Проще говоря, желающих поступить на бюджет было больше, чем планировали. В итоге вузу пришлось устраивать конкурс по баллам аттестата, который Гриша проиграл, поэтому на бюджет его зачислить не могут. Учителя недоумевают: «В постановлении в первую очередь идет речь о победителях олимпиад, а уже затем о медалистах, и ни слова о среднем балле. Разве это справедливо? И что в таком случае делать человеку, который, поверив в свою льготу, не сдавал ЦТ?»

Проблеск надежды мелькнул, когда вуз пошел навстречу и предложил Григорию перебросить документы на социального педагога или педагога–психолога. На следующий день парень с мамой снова приехали в Минск, но в ответ услышали: приемная комиссия ошиблась, зачислить на эти специальности тоже не могут, ведь там профильный предмет — не история, а биология. Единственный выход — учитесь на платном. А для мамы, воспитывающей троих детей, это, увы, не по карману...

В БГПУ уверены: все было по правилам и с оглядкой на контрольные цифры приема. Мол, поскольку по данной специальности количество абитуриентов, поступающих без экзаменов, превышало количество мест, приемной комиссией было принято решение зачислять на основе среднего балла документа об образовании, о чем абитуриенты были заблаговременно предупреждены. И здесь, конечно, не поспоришь. Конкурс есть конкурс, и, как правило, средний балл аттестата у большинства олимпиадников ниже, чем у медалистов (у них тот обычно приближается к «десятке»). В первую очередь потому, что участники олимпиад больше сил бросают на один конкретный предмет. Словом, считают жлобинские учителя, их талантливый ученик стал невольной жертвой обстоятельств: о возможном конкурсе аттестатов не было речи ни во время майского телефонного звонка в приемную комиссию университета, ни в момент подачи документов — Гришу, получается, просто поставили перед неприятным фактом...

Впрочем, для школы эта ситуация плоха еще и тем, что бьет по престижу олимпиад, к которым у школьников пропадает интерес. Будущие абитуриенты задаются резонным вопросом: может, надежнее готовиться к тестированию?

ВОПРОС РЕБРОМ

Что думают в вузах?

Ректор БГПУ имени М.Танка Александр Жук прогнозирует, что конкурс в вузы на педагогические специальности будет расти и дальше. А значит, будет возможность готовить учителей более высокого уровня. Для педагогического образования плюс бесспорный. Похоже, хватит ностальгировать по тем временам, когда поступить на учителя было престижно — тенденция возвращается. Но заглянем на шаг вперед. Не приведет ли столь острая конкуренция между отличниками к тому, что они опять отвернутся от педагогических специальностей и начнут искать более легкие варианты?

Областные вузы, где тоже немало педспециальностей, такая ситуация не пугает. Вот и проректор по учебной работе Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины Игорь Семченко говорит, что в этом году без экзаменов на первый курс было зачислено немного ребят, и вуз с удовольствием готов принимать больше. Тем более в следующем году, когда у педклассов и педгрупп будут первые выпуски, ведь их лучшим выпускникам не раз обещали места первокурсников без экзаменов. Между тем сегодня в 342 педагогических классах и группах получают знания более 3.500 учеников! Не повторится ли Гришина история? Игорь Семченко считает, что абитуриентам не стоит ориентироваться только на минские университеты: «В региональных вузах тоже качественное образование, хотя столица всегда была более притягательной для молодых людей. И мы будем только рады, если такие абитуриенты придут к нам». А если конкурс все же будет? Тогда, говорят в университетах, придется действовать по правилам приема, в том числе конкурировать между собой станут опять–таки школьные аттестаты.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 214 (25096). Суббота, 5 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter