Конкуренция жалоб

Тема дискриминации отечественных производителей  на отечественном рынке по областной принадлежности вспыхнула несколько неожиданно

Тема дискриминации отечественных производителей  на отечественном рынке по областной принадлежности вспыхнула несколько неожиданно. Конечно, директора перерабатывающих предприятий давно ворчали на руководителей областей: мол, неохотно пускают в свою вотчину, дают преференции собственным областным производителям. В прошлом году контролирующие органы проводили проверку на предмет «местничества». Но громких нарушений не выявили. Вроде бы и страсти улеглись. Но вдруг разгорелись с новой силой. Да еще как эмоционально! Складывается впечатление, что на областных границах появились шлагбаумы, чтобы не пропускать «чужаков» на свою территорию. Прокатился от Минска до Гродно – кордонов незаметно. Неужели проблемы у иных пищевых предприятий со сбытом в соседние регионы возникают из-за административного давления?

Судя по газетным и телевизионным репортажам, главными инициаторами «разговоров о местничестве» стали некоторые мясопереработчики. Действительно, проблема сбыта для мясной отрасли весной этого года встала ребром. По крайней мере, временно для наших мясных изделий закрылся российский рынок сбыта: осуществлять на него поставки получили разрешения пока только три предприятия. Кстати, не самые крупные. Остальным досталась нелегкая задача: не сократить объемы производства из-за потери экспорта. У этого ребуса единственное решение – увеличить реализацию на внутреннем рынке. 

А именно это сделать сложно. И раньше на мясных полках существовала жесткая конкуренция, а теперь она превратилась в борьбу за выживание. Естественно, каждый комбинат старается удержать за собой свои рынки сбыта, не пустить «коллег» на собственную территорию. Отсюда и возникли обиды и лишние подозрения в деятельном участии районных и областных администраций в сбыте продукции. 

Были даже попытки закрутить детективные сюжеты, когда предприятия загружали фургон своей продукцией и отправляли в соседнюю область в сопровождении журналистов: мол, полюбуйтесь, магазины не хотят брать наши сосиски, хотя они ничем не хуже, чем у соседа. Причем претензии получились взаимными. Но без «цифровой» базы. Действительно, можно предположить, что на местах практикуются устные распоряжения для торговли в поддержку определенных торговых марок. Выявить такие нарушения конкурентной борьбы «проверочным» методом достаточно сложно. 

Преобладание продукции того или иного производителя на магазинных полках зависит не только от выбора покупателя, но и торговых предприятий. А у белорусского ретейла, особенно небольшого формата, имеется много объективных причин для предпочтений сотрудничества с местным производителем. И прежде всего – возможность быстрого пополнения ассортимента. Тут мясокомбинаты в некоторой степени сегодня наступают на грабли, которые положили несколько лет назад, когда отказывались работать с посредниками – мелкооптовыми базами, а старались переходить с торговыми предприятиями на прямые договоры. 

С крупными торговыми точками это выгодно, спору нет. Но проблема возникает с небольшими магазинами. Объемы закупок у них скромные, гнать машину из-за нескольких ящиков сосисок невыгодно, приходится стараться подгадать время, чтобы одним рейсом обслужить сразу несколько торговых предприятий, расположенных по соседству. А поэтому проволочки с доставкой товара. Скажем, в Минске зачастую приходится слышать о колбасах производителей из других областей: «Закончились, заказали, через несколько дней должны подвезти…» Но крупный универсам может позволить себе ожидание, а небольшой районный магазинчик? Для него пустые полки – существенные издержки. Поэтому и стараются выбрать поставщика поближе, подоступнее, чтобы заказ выполнялся «сегодня на завтра». 

Вообще, кроме того, что товар «не берут», хотелось бы услышать, а что сделали производители, чтобы его «с руками отрывали»? Ведь конкурента необходимо в чем-то обойти: предложить более выгодные контракты, низкие цены. А предложить на тех же условиях, такой же ассортимент, только с другой этикеткой?! Так зачем торговцам коней менять?! Одна из маркетинговых аксиом: привлечение нового клиента обходится в 4—5 раз дороже, чем удержать уже имеющегося. 

Так, может, проблема не в «местничестве», а в слабых инвестициях – и материальных, и интеллектуальных — мясокомбинатов в продвижение своей продукции? Ведь в Беларуси есть оптовые фирмы, которые успешно обеспечивают самыми различными продуктами магазины по всей стране. Но у них имеются и сеть складов, и конкурентоспособные предложения для торговли, и бонусы, и свои представители почти в каждом райцентре… А поэтому и проблем от «административных шумов» у них нет. 

Кстати, в свое время на «нечестную» конкуренцию сильно жаловались производители пива. Сейчас этой проблемы практически нет. Борьба за потребителя ведется жесткая, но выигрывает более сильная маркетинговая стратегия. И если один из «пивников» вырывается вперед, остальные пристально анализируют ситуацию. И никто не помешал пивоваренной компании «Сябар» всего за год достигнуть доли рынка в 10 %. А ведь она потеснила конкурентов в каждой из областей, в которых тоже есть свои традиционные производители этого напитка. Почему в данном случае не сработал административный механизм? 

А может, и нет никакой защиты региональных рынков от посторонних?! Конечно, каждая местная администрация заинтересована в успехах своего предприятия, но это вполне нормальное явление. Было бы странно, если бы они ратовали за предприятие из соседней области. Но советовать — это еще не значит ставить незаконные преграды. 

Кстати, сегодня Беларусь ежегодно импортирует почти 90 тысяч тонн мясопродуктов при объемах собственного производства более 700 тысяч тонн. А говоря проще, более 10 % нашего мясного рациона — заграничного происхождения. Так, может, отечественным производителям стоит всерьез подумать о своих конкурентных маркетинговых позициях. В той же Москве нет «местничества», там есть жесточайшие условия, которые выдвигают производителям торговые сети. Цена, качество, оформление, упаковка, рекламная поддержка, плюс взимают арендную плату за полки… Если товар не достигает необходимого объема продаж в торговой точке, с производителем не будут в принципе разговаривать. 

Чрезмерное же раздувание проблемы регионального ограничения конкуренции может вылиться в психологическое давление на торговлю. Ведь если следовать логике некоторых производителей, каждая торговая точка может быть обвинена в нарушении антимонопольного законодательства, если откажется брать на реализацию товар. Но в Беларуси почти 30 крупных мясоперерабатывающих предприятий. Смогут ли прилавки магазинов вместить весь республиканский ассортимент, чтобы никого не обидеть?! Думаю, проблемы возникнут даже у гипермаркетов. Кстати, и на общий объем сбыта это вряд ли повлияет. А вот процент просроченных продуктов может увеличиться. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter