«Конкуренция заставила нас идти вперед»

Сегодня предприятию впору открывать собственный музей: дипломов и почетных грамот за первенство в районных и областных соревнованиях за последний десяток лет собралось столько, что на простом стеллаже их уже не уместить. Есть в «коллекции» и награды республиканского значения — медали призеров смотра-конкурса хлебобулочных и кондитерских изделий «Ласунак». Одна из них — «золото» за новые разработки — была получена в нынешнем году за хлеб «Вилейский диабетический» и печенье «Огонек» и «Искорка».

Директор Кричевского хлебозавода Александр СВАДКОВСКИЙ — о сегодняшнем дне и перспективах развития пекарного производства.

Сегодня предприятию впору открывать собственный музей: дипломов и почетных грамот за первенство в районных и областных соревнованиях за последний десяток лет собралось столько, что на простом стеллаже их уже не уместить. Есть в «коллекции» и награды республиканского значения — медали призеров смотра-конкурса хлебобулочных и кондитерских изделий «Ласунак». Одна из них — «золото» за новые разработки — была получена в нынешнем году за хлеб «Вилейский диабетический» и печенье «Огонек» и «Искорка».

— Александр Алексеевич, в чем секрет такого успеха? В особой рецептуре, новых добавках?

— В первую очередь, это результат техперевооружения, инициатором и вдохновителем которого стала генеральный директор «Могилевхлебпрома» Наталья Подлесных. Вслед за головными предприятиями замену старого оборудования ведут и филиалы. Первую печь мы обновили еще десять лет назад, затем пришла очередь остальных. Сегодня ведь завоевать и удержать покупателя можно только высоким качеством продукции и разнообразием ассортимента. Конкуренция теперь есть везде, в том числе и в районах, и, чтобы чувствовать уверенность в завтрашнем дне, надо постоянно идти вперед. Кричевский хлебозавод, к примеру, сегодня выпускает около 15 наименований хлеба, более 20 видов булочных и 50 — кондитерских изделий. И, конечно, постоянно обновляет свою продукцию. В ближайшее время, к примеру, кричевляне смогут оценить наши последние разработки: торты с добавлением фруктов, желе. Многие ведь хотят полакомиться, не набрав при этом лишних килограммов, и мы такие пожелания тоже стараемся учитывать.

— В некоторых модных диетах не рекомендуется даже хлеб есть: дескать, слишком калорийно…

— Мода приходит и уходит, а хлеб на столе все равно остается. Это не просто наши традиции или жизненная философия. Хлеб ведь еще и лекарь: в нем есть множество микроэлементов и витаминов, которые нужны организму, которые дают человеку силу и жизненную энергию. Не случайно этот продукт считается социально значимым. Слава Богу, те времена, когда им кормили скот, ушли в прошлое. И «потерянные объемы» — тот случай, когда «минус» можно считать «плюсом». Нынче мы ежедневно выпускаем 7 тонн хлебобулочных изделий. Такого объема хватает, чтобы накормить весь район. Растет популярность нашей выпечки, печенья, и это говорит о том, что люди стали жить лучше, они могут позволить себе более дорогой продукт. Но вместе с тем повысились и требования: покупатели хотят, чтобы хлеб или пирожные были свежими, вкусными. Потому наша задача — оправдать их ожидания, но и самим не остаться внакладе. То есть не возвраты подсчитывать, а прибыль.

— В Кричеве довольно развита частная торговая сеть. А частники не очень-то любят рисковать, скорее, закупят кока-колу с бесконечным сроком хранения, чем хлеб, который надо продать в течение суток. Как выходите из положения?

— Развиваем фирменную торговлю. Сегодня в райцентре есть 6 «точек» по продаже нашей продукции, недавно заложили фундамент седьмого магазина. Это очень перспективное направление. Для наглядности приведу такие цифры: за октябрь производство товарной продукции на заводе составило 450 миллионов рублей, а товарооборот фирменной торговли — 270 миллионов.

— Не планируете, допустим, такой же магазин построить в Могилеве или где-то еще, потеснив местных хлебопеков?

— В принципе, мы могли бы выпекать хлеба в два раза больше, чем сегодня, мощности позволяют. Только имеет ли смысл гнаться за объемами — вот в чем вопрос. Это недорогой продукт и, чтобы оправдать расходы на доставке хлеба даже за сто километров, его надо возить тоннами! Но ведь люди не съедят хлеба больше, чем смогут. Получается, такая «экспансия» обернется себе же в убыток. А не будет прибыли — не будет и средств на дальнейшее развитие. Чтобы не попасть в тупик, каждый возможный проект надо «просчитать», и хорошо подумать, что при этом найдешь, а что потеряешь. Сегодня без знания законов экономики далеко не уйдешь, и наше предприятие  не исключение. Уже который год рентабельность Кричевского хлебозавода не опускается ниже 7 процентов, что позволяет нам проводить модернизацию и осваивать новые направления на собственные средства.

— Что вы имели в виду, говоря о новых направлениях развития?

— На уровне «Могилевхлебпрома» тщательно спланирована работа филиалов на ближайшие годы. Каждый из них знает, чем он будет заниматься, какое оборудование должен для этого заменить. В число перспективных тем входит и производство сырья, ингредиентов для предприятий, которые входят в состав РУПП «Могилевхлебпром», таким образом, удешевляется его стоимость. Например, Горецкий хлебозавод выпускает ржаной солод для производства заварных хлебов. Неплохое направление — производство квасного сусла. У нас есть многие наметки на новые производства, но пока это секрет фирмы.

Такой проект, как производство живого кваса, уже дал свой результат. Раньше это было привилегией местного пивзавода, но его закрыли, и эту нишу занял Кричевский хлебозавод. За три летних месяца мы продали более 11 тысяч дал популярного напитка, и теперь планируем расширять это направление. Тем более что уже получили предложения о поставке живого кваса в другие регионы, в том числе и Витебскую область.

А итальянский автомат по производству блинов планируем установить уже в ближайшее время. Могилевские хозяйки успели оценить этот полуфабрикат. Думаю, что и кричевлянкам он придется по душе: и время можно сэкономить, и своих родных всегда побаловать блинчиками с любой начинкой.

— Принято считать, что хлебопек — это не профессия, а призвание. Применимо ли такое определение для вашего коллектива?

— Случайных людей у нас действительно нет. Сейчас завод переживает период кадрового обновления. Часть старых квалифицированных специалистов, которые не просто работали — душой болели за предприятие, были его гордостью, ушли на пенсию. Но пришло новое пополнение — смелое, энергичное, полное идей и желания их реализовать. Однако их приход — не дело случая. Руководство Кричевского хлебозавода ведет целенаправленную работу по подготовке молодых специалистов. Мы плотно сотрудничаем в этом направлении с Могилевским государственным университетом продовольствия, приглашаем студентов из нашего района на практику, рассказываем об условиях работы и перспективах. Пробовали брать выпускников других вузов — не то. Если человек не теоретик и не практик, период его адаптации удваивается.  Да и изначально будущую профессию все же выбирают по призванию.

НА СНИМКАХ: Александр СВАДКОВСКИЙ: «Завоевать покупателя можно только высоким качеством продукта»; заведующая лабораторией Елена СИЛКИНА: «На конкурсе «Ласунак-2010» мы получили золотую медаль».

Светлана МАРКОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter