Мир стал взаимосвязанным и взаимозависимым, но не единым

Конкуренция заманчивых интеграций

Мир, казалось бы, давно ушел от времен холодной войны и блокового мышления. После распада Советского Союза у многих политиков и простых граждан было убеждение, что последние препятствия к действительно мирному сосуществованию на планете сняты. Тогда же родилась идея «конца истории», то есть окончания планетарного противостояния.

Действительно, глобализация стала необратимой, мир — взаимосвязанным и взаимозависимым. Но он не стал единым. Победившие в холодной войне начали реализовывать свой сценарий мироустройства, предполагающий интеграцию, но по своим правилам.

Европейский союз, Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнерства — интеграционные объединения, больше похожие на элитные клубы, куда может попасть далеко не каждый, и то при этом надо подчинить свою политическую, экономическую и даже общественную жизнь довольно строгим требованиям.

Очевидно, не все страны хотят этого, тем более когда в результате подчинения этим правилам основную выгоду получают вполне конкретные элиты, даже не национальные. На этом фоне появляются альтернативные проекты интеграции: ШОС, ЕАЭС, Экономический пояс нового шелкового пути.

И тут между интеграционными проектами возникает конкуренция. Каждый не прочь привлечь на свою сторону как можно больше стран, вовлечь их в орбиту своего влияния, защититься своими правилами и преференциями.

Конкуренция — это не всегда плохо, но в геополитике конкуренция между союзами часто приводит к расколам внутри обществ, не определившихся со своим выбором. Самый наглядный пример — соседняя братская Украина. За 25 лет независимости там так и не удалось преодолеть раскол, приведший в итоге к печально известным событиям.

Похожая ситуация вызревает и в Молдове, где недавно прошел первый тур президентских выборов. Большинство молдавского общества разочаровано в европейском векторе интеграции, поддерживает вектор евразийский, а также кандидата в президенты, который его поддерживает.

Но настоящего консенсуса там нет, чуть меньшая часть молдаван ориентирована на вступление в ЕС, поддерживает прозападного кандидата. Это значит, что даже в случае победы одного из них общество все равно остается расколотым, конкуренция интеграций проходит по-живому. В такой ситуации резкие внешнеполитические действия власти могут привести к народным волнениям.

Рецепт от нестабильности известен, но надо последовательно выполнять ряд действий. Во-первых, это укрепление и централизация власти для того, чтобы в государстве не начали разборки конкурирующие политические группировки, очень часто поддерживаемые извне. Во-вторых, любое решение о выборе интеграционного вектора надо проводить через всенародный референдум, чтобы оно было подтверждено волей большинства граждан. В-третьих, сама по себе интеграция в тот или иной союз не панацея, без механизмов внутреннего развития участие в ней не даст желаемых эффектов.

По сути, эти рецепты были реализованы у нас в полной мере, кстати, не случайно, что на белорусский опыт активно ссылались многие участники выборной гонки в Молдове. Это говорит о том, что когда-то белорусы сделали правильный выбор, который может служить примером. Ну а нам в условиях увеличивающейся геополитической напряженности в регионе следует не забывать эти рецепты и делать все возможное для того, чтобы конкуренция интеграций и связанные с этим внутригражданские противоречия и политические риски не затрагивали наше собственное общество. Но стратегическое решение, также разработанное и реализуемое в нашей стране, — «интеграция интеграций», когда на смену соперничеству приходит взаимодействие интеграционных образований на континенте.

Алексей ДЗЕРМАНТ

dziermant@gmail.com

Фото past.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter