Конкуренция везде, где возможно. В Беларуси сделан еще один важный шаг для дальнейшей либерализации экономики и раскрепощения деловой инициативы.

В последний день 2010 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Среди системных требований директивы – дальнейшее развитие добросовестной конкуренции, создание условий для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, ликвидация излишних административных барьеров между госорганами, юридическими лицами и гражданами и пр. О том, насколько выполнение требований директивы позволит создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности в Беларуси, – наша беседа с заместителем председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету, финансам и налоговой политике Александром АНТОНЕНКО.

В последний день 2010 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Среди системных требований директивы – дальнейшее развитие добросовестной конкуренции, создание условий для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, ликвидация излишних административных барьеров между госорганами, юридическими лицами и гражданами и пр. О том, насколько выполнение требований директивы позволит создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности в Беларуси, – наша беседа с заместителем председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету, финансам и налоговой политике Александром АНТОНЕНКО.

– Александр Ильич, почему, на ваш взгляд, именно сейчас назрела необходимость принятия документа, который не просто вносит очередные коррективы, а во многом переориентирует основные функции государственных контролирующих органов, но главное – переносит акцент на конкретных участников экономического процесса?
– Давайте вспомним начало 1990-х годов, когда в только что ставшей суверенной Беларуси, как грибы после дождя, стали появляться различные коммерческие структуры. При этом ввиду несовершенства налогового законодательства, его несоответствия новым экономическим условиям, даже мизерные налоги, которые поначалу были установлены, сплошь и рядом не уплачивались. Поэтому, начиная с 1995–1996 годов, мы начали создавать новую систему налогообложения, выстраивать жесткую систему контроля уплаты налогов и исполнения предпринимателями других законов и законодательных актов страны.
Надо сказать, что в то время эти усилия были оправданы и принесли положительные результаты: из года в год увеличивались налоговые поступления в бюджет республики, упорядочены и регламентированы все виды предпринимательской деятельности. Сегодня, и это мнение независимых экспертов, мы собираем свыше 90 процентов налогов – такого показателя нет ни в одной стране СНГ. Что особенно важно – изменилась психология частного налогоплательщика, сегодня он в своей массе добропорядочный предприниматель.
Вместе с тем выстроенная жесткая система контроля со временем начала тормозить развитие деловой инициативы. Сама  ситуация  подсказывала необходимость упрощения системы налогообложения, совершенствования разрешительной системы, создания базы для эффективного государственно-частного партнерства.

И на эту ситуацию руководство республики отреагировало своевременно, начав последовательную реализацию мер по либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность предпринимателей, упразднению необоснованных административных барьеров для развития деловой инициативы.
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Беларуси в предстоящем пятилетии определено развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства. А это просто невозможно без формирования полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, создания безбарьерной деловой среды. Поэтому Директива
№ 4 Президента Беларуси – это совершенно логичный, закономерный и очень серьезный документ, который фактически знаменует новый этап в развитии белорусского государства. В этом, в частности, уверен председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, заместитель председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Анатолий Рубинов. Выступая перед журналистами, он особо подчеркнул, что сейчас в стране главный ресурс – творческая активность людей, которой государство должно распорядиться максимально эффективно. 
– Так получилось, что этот программный документ был подписан после ратификации  белорусским парламентом соглашений о формировании Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Как либерализация белорусской экономики скажется на формировании ЕЭП?
– Экономика Беларуси максимально открытая и экспортно ориентированная.  Поэтому развитие деловой инициативы, повышение роли предпринимательства в формировании экономического роста положительно скажется, причем весьма значительно, на сотрудничестве в рамках Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Кстати, существенным положительным фактором будет и дальнейшее сближение налогового законодательства наших стран. Ведь один из ключевых пунктов Директивы № 4 – завершение гармонизации налоговой системы Беларуси с действующими в европейских странах. И по этому же пути, причем не первый год, идут и наши партнеры – Россия и Казахстан. Мы внимательно следим за изменениями в российском налоговом законодательстве, постоянно общаемся с коллегами по Комиссии Парламентского Собрания. Наши налоговые системы на сегодня уже во многом близки, и их дальнейшая гармонизация, я уверен, будет очень важна для формирования полноценного Единого экономического пространства.
– Одно из требований директивы – придать контрольной деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер. Означает ли это ослабление контроля за предпринимательской деятельностью в целом?
– Речь идет не об ослаблении или усилении контроля, а о его упорядочении. Либерализация экономики предполагает не отсутствие контроля, а ликвидацию излишних административных барьеров, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. В нашем обществе добропорядочный, законопослушный человек должен получить все возможности для того, чтобы беспрепятственно открыть и развивать свое дело.  В свою очередь, раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала наших граждан должно способствовать формированию развитой конкурентной среды. При этом в директиве говорится о развитии именно добросовестной конкуренции, которая предполагает обязательное соблюдение законов. «Конкуренция – везде, где возможно, государственное регулирование – там, где необходимо». Этот принцип, провозглашенный в Директиве № 4, пожалуй, наиболее точно передает главный смысл той большой, кропотливой работы по дальнейшей либерализации хозяйственной деятельности в Беларуси, которая нам предстоит в ближайшие годы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter