Конкуренция — страшная сила

В Минске строится уникальный центр торговли, досуга и развлечений
В Минске строится уникальный центр торговли, досуга и развлечений

Только пока об этом мало кто знает. Пришла к такому выводу неожиданно — пока добиралась до торгового центра «Аэродромный» и уточняла дорогу у местных жителей. Но только кондуктор автобуса N 100 уверенно объяснил, куда идти. Кстати, еще три автобуса и четыре маршрутки сюда начали ходить только в апреле с назначением нового руководства, призванного наполнить качественно новый объект адекватным содержанием. «К сожалению, я и сам узнал о существовании супермаркета в бывшем здании «Аэропорта–1», только когда меня назначили сюда директором, — говорит Юрий Кацнельсон. — Хотя 1 июня будет год, как предприятие работает».

Из истории вопроса

Как обычно рождаются крупные рынки, гипермаркеты, торговые центры? Исполнительная власть выделяет площадку с хорошими подъездными путями, проводит тендер и ожидает открытия. Все остальное — дело инвестора. Возвести объект, заполнить товаром и популяризировать.

Торговый центр «Аэродромный» стал исключением из правил. Его организатор, основатель и спонсор — государство. А точнее, Государственный комитет по авиации, который вложил в новое детище 18,5 миллиарда заемных рублей. Идея, конечно, грандиозна.

Искушенный читатель, наверное, знает, что территория первого столичного аэропорта, оказавшегося в центре города, неподалеку от оживленнейшей развязки общественного транспорта, доставляющего домой жителей нескольких «спальных» районов, долгое время была спорной. Архитекторы предлагали порт закрыть и на его месте построить жилой квартал. Это был путь наименьшего сопротивления. Сломать, конечно, проще, чем реконструировать, модернизировать и вдохнуть новую жизнь.

Однако, посетив «Аэропорт–1», Президент поставил задачу вывести авиацию на мировой уровень. Значение аэропортов для страны в центре Европы не мне вам объяснять. Так, старому минскому авиационному порту была дарована жизнь, а с ней и... торгово–развлекательный комплекс. Бары, рестораны, пекарня, паркинг на 1.000 машино–мест, охраняемая стоянка на 318 мест, гипермаркет и даже аквапарк. Пока готова только первая очередь. Это супермаркет на 400 торговых мест со стоянкой.

Кстати, кроме вклада в развитие гражданской авиации страны (доходы пойдут на закупку современных летательных аппаратов и реконструкцию аэропортов), новый комплекс решает и еще одну немаловажную задачу.

Развитие стихийной рыночной торговли в начале 90–х годов помогло народу преодолеть последствия распада большого государства. Тогда достаточно было поставить несколько брезентовых палаток на улице — и все: место реализации товара готово. Теперь торговля с земли и на стадионах становится неудобным пережитком прошлого. Поэтому закрывается на реконструкцию Червенский рынок, предположительно к концу года не будет палаток и на стадионе «Динамо». Но представьте себе, предприниматели, «населявшие» эти торговые объекты, не пишут петиций, не обращаются с жалобами в газеты, не бунтуют. Потому что все они смогут перенести свой бизнес в новый перспективный торговый комплекс «Аэродромный». Кроме 120 магазинчиков на втором этаже центра, куда переедут «червенцы», к концу года должны быть готовы еще 4 двухэтажных современных модуля из сэндвич–панелей, где количество торговых мест зависит исключительно от спроса и предложения. Их отличительная особенность в том, что, допустим, сегодня здесь можно организовать торговые залы, а завтра, если появится необходимость, — холлы для боулинга, конференц–залы, развлекательный центр, ресторан... В первую очередь эти павильоны примут «динамовцев».

Новый взгляд

Первое, что бросается в глаза, едва переступаешь порог торгового центра «Аэродромный», — чистота и необыкновенно свежий воздух. «Не удивляйтесь, это не чудо, а 78 промышленных кондиционеров, которые автоматически поддерживают плюс 14 — 16 градусов и зимой, и летом. То есть температуру, необходимую для торговли свежим мясом, рыбой, молоком, — предваряет мой вопрос Сергей Кукареко, экономист предприятия. — Сейчас в Беларуси строится много гипер– и супермаркетов, но скажу вам по секрету: ни одна коммерческая фирма не раскошелилась на такие кондиционеры. На полу — итальянская плитка. Почему не наша? Эта более устойчива к стиранию. Легко выдерживает «зверство» металлических колес груженых телег, на которых доставляют разделанные туши скота из подвалов в торговый зал. Доставляют, кстати, на лифте. А видели ли вы где–нибудь умывальники в торговом зале? Все эти мелочи поднимают наше предприятие на такой уровень, который и через 10 лет будет современным».

Действительно, помыть руки или только что купленное яблоко запросто можно в торговом зале. Умывальники с моющими средствами есть и за прилавками. «Вы когда–нибудь бывали в рыбных рядах на некоторых городских рынках? — отвечает вопросом на мой вопрос об условиях работы продавец Галина Подгурская. — Там от торговца запах — на километр. А тут все условия: руки вымыть, прилавок, весы — нет проблем, даже прямой слив рыбного рассола в канализацию предусмотрен. Нигде больше такого не видела».

Я тоже нигде не видела подобной стерильной чистоты в подвалах, которые, казалось бы, скрыты от постороннего глаза. Здесь расположены огромные, величиной с комнату, холодильники с табличками «Птица», «Рыба», «Молоко». «Их закупили в Швейцарии, — рассказывает Сергей Кукареко. — Продукты можно просто охлаждать до заданной температуры, можно и замораживать. Мы переняли европейские правила торговли не по форме, а по сути».

А цены будем регулировать!

Ассортимент этого большого продовольственного магазина, занимающего более 4.000 квадратных метров, пожалуй, типичный: мясо, колбасы, молоко, сыры, хлеб, сухофрукты и даже цветы. А вот цены...

«Каждые 10 дней сотрудники нашего отдела выписывают цены и сравнивают их с теми, что складываются на ближайших городских торговых комплексах и рынках, — делится секретами Александр Греченков, начальник торгового отдела. — Конечно, система организации торговли у нас несколько другая. Это гипермаркет, представляющий собой одну оптовую компанию, может себе позволить большие скидки. А здесь — несколько сотен предпринимателей. У каждого свои поставщики товара и свое видение бизнеса».

Однако когда осенью прошлого года в «Аэродромном» лук стали продавать по 1.000 рублей за килограмм, а на других рынках его можно было купить по 600 рублей, дирекция рынка собрала предпринимателей и предъявила им итоги мониторинга. Цифры оказались убедительнее слов. Лук подешевел. Сверять цены со среднегородскими здесь уже привыкли.

Впрочем, снижают их не только благодаря мониторингам. «Работаем мы до 9 вечера, — говорит Татьяна Абрамовская, предприниматель, специализирующийся на реализации колбас. — Если вижу, что товар остается, а сроки реализации на исходе, за ценой не стою. Ведь тут у нас жесткий санитарный контроль. Наутро просроченный товар придется либо выбрасывать, либо возвращать поставщику, потому стараюсь поступиться меньшим, чтобы не потерять большее».

Кстати, в центре торгуют напрямую Волковысский, Жлобинский, Гродненский мясокомбинаты, птицефабрики. «Куры здесь всегда дешевые и свежие, — делятся впечатлениями постоянные покупатели «Аэродромного» супруги Симутенковы. — Яйцо тоже выгоднее покупать, чем в магазине. А по выходным парную свинину и телятину из Копыля привозят. Отличнейшего качества и доступную по цене, что для нас, пенсионеров, особенно важно».

Просторный зал, удобно и свободно расположенные прилавки и практически полное отсутствие очередей — еще одно важное достоинство нового торгового центра, хотя допускаю, что временное. Ряды продавцов и покупателей пополняются практически ежедневно. Говорят, на «раскрутку» магазина такого уровня необходимо как минимум два года. Поэтому очереди и суета — впереди. Зато пока можно без суеты обойти все и выбрать самый лучший товар, не спеша и не толкаясь. Опять же, парковка автомобилей бесплатная. «А продавцы улыбчивые и вежливые», — добавляет покупательница Наталья Мурашкина.

И это еще не все! 3 мая в торговом центре открылся универсам. На июнь запланирован тендер на поставку оборудования для пекарни, начнут работу кафе, бар. К июлю полностью завершится процесс подписания договоров аренды (кстати, также средней по городу) 120 промтоварных магазинчиков. Словом, будет на что посмотреть, если руководство «Аэродромного», как обещает, опровергнет расхожее мнение, что государство — бизнесмен неважный.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter