Ежегодно День кооперации отмечается в первую субботу июля. Кооператоры обеспечивают торговое обслуживание населения, доставляя продукты питания и необходимые товары в самые отдаленные деревни. Кроме того, важная функция сельской торговли — заготовки излишков продукции у населения. И еще социальный аспект: в приоритете у потребкооперации всегда была и остается забота о сельчанах. Особое место в связи с этим отводится магазинам на колесах — автолавкам. Для жителей маленьких деревушек это не просто передвижной торговый объект, а точка притяжения, где удобно сделать предварительные заказы, узнать новости, просто пообщаться у импровизированного прилавка.

Магазин на колесах сельчане всегда ждут с радостью и благодарят за участие и хорошее отношение. На полках — молочка, мясные полуфабрикаты, колбасы, кондитерские изделия и даже фрукты и овощи. Выбор хороший, а цены ничем не отличаются от розничных.
Так, например, в некоторых деревнях Гродненской области содержать стационарный магазин экономически неоправданно, но их жители не чувствуют себя обделенными. К тому же автолавка посещает и те деревни, в которых есть магазин потребкооперации. Зачем? Все просто — забота о людях. Как пояснили корреспонденту «СГ» в Белкоопсоюзе, иногда бывает, что торговый объект находится на краю поселка. И некоторым пожилым жителям тяжело до него добраться. Значит, автолавка обязательно притормозит у каждой хаты.
— Гродненский край необычен тем, что здесь много хуторов. Именно поэтому в нашей области обслуживают население 88 автомагазинов. Летом торговля идет очень хорошо, а если каких-то товаров нет, то всегда можно сделать предварительный заказ. Стараемся максимально удовлетворить все запросы покупателей,— отметил председатель правления Гродненского облпотребобщества Александр Бубенчик. — Конечно, конкуренция в сельской торговле приличная со стороны и частников, и торговых сетей. Тем не менее это только подстегивает нас работать лучше, доставлять качественные продукты и делать это вовремя.
Магазин на колесах приедет, даже если в поселке живет всего пара человек, а еще он навещает так называемых отшельников, живущих на хуторе в лесной глуши.
— Наши автолавки доставляют продукты питания и товары в 2,6 тысячи сельских населенных пунктов, в которых проживает 80,6 тысячи человек, или 37 процентов сельского населения области. Каждый третий обслуживаемый автомагазинами населенный пункт имеет численность всего до десяти человек. Также в целях улучшения обслуживания сельского населения обновляется парк автомагазинов. В прошлом году удалось приобрести 21 новый автомагазин, — озвучил цифры Александр Витальевич. — Более того, с годами автолавки совершенствуются. Появляются машины с большим числом холодильных витрин, платежными терминалами.

Сельские жители также часто сталкиваются с проблемой сбыта сельхозпродукции. Вырастили огурцы, помидоры, яблоки, капусту и прочее, накопились излишки и возникает вопрос: куда все это девать? Не все могут поехать на рынок, выбрасывать как-то не по-хозяйски, да и заработать на собственном труде неплохо было бы. Кооператоры предоставляют и такую возможность. Летом и осенью, кстати, очень популярная и нужная услуга. А еще добавляются в заготовительный ассортимент дикоросы: на сдаче ягод и грибов в районную заготконтору потребкооперации можно заработать солидную прибавку к зарплате.
О расценках лучше узнать по телефону горячих линий, а чтобы сдать излишки урожая, предварительно надо договориться с заготовителями — они назначат дату и время встречи. После чего все овощи, фрукты и ягоды отправляются на переработку или поступают на прилавки. Например, из яблок получаются соки, пюре и вина, а картошку чаще всего реализовывают через торговую сеть.

Особое внимание кооператоры уделяют и открытию новых, и возобновлению работы ранее закрытых торговых объектов. Например, на Гродненщине в 2024 году открыли пять торговых объектов и возобновили работу пяти ранее закрытых магазинов, из них четыре расположены в сельской местности.
Контролер магазина «Родны кут» Щучинского филиала Нина Лях сегодня в числе тех, кто отмечает профессиональный праздник. Возложенные на нее обязанности выполняет четко и со всей ответственностью, не считаясь при этом с личным временем:
— Каждое утро я с удовольствием иду на работу и личным примером доказываю всем, что специалист и мастер своего дела в потребкооперации обретает стабильность и перспективы. Забота об ассортименте, качестве, приемке и выкладке товара полностью ложится на наши плечи. У нас можно купить все и всегда: фрукты и овощи, рыбу и курицу, промтовары. Пользуются спросом у покупателей мясные и колбасные изделия по национальным домашним рецептам, хлебобулочная и кондитерская продукция собственного производства. Работаем так, чтобы людям всегда хотелось возвращаться к нам за покупками.

КОМПЕТЕНТНО

— Торговая сеть потребкооперации насчитывает более 4,1 тысячи магазинов, значительная часть которых (72 процента) ориентирована на обслуживание населения в сельской местности. Еще 482 автомагазина доезжают даже до самых отдаленных точек, а протяженность отдельных маршрутов превышает 170 километров. Автомагазины потребкооперации обслуживают 13,8 тысячи сельских населенных пунктов, из них в 5,3 тысячи проживает не более десяти человек, — озвучила цифры пресс-секретарь Белкоопсоюза Татьяна Ляшкевич.
Благодаря Указу Президента Беларуси № 309 о поддержке организаций потребительской кооперации в 2024 году было приобретено 110 новых автомагазинов, а в этом году планируется закупить еще 80.
kvachenok@sb.by
Фото из архива «СБ» и Белкоопсоюза