Смогут ли западные модные бренды выбить почву из-под ног у нашего легпрома

Конкуренция мелкими стежками

Появление у нас в стране сетей магазинов модной одежды крупных западных брендов — явление неоднозначное. Как минимум, это означает, что покупателям больше нет нужды ехать за громкими торговыми марками на закупки в Вильнюс или Варшаву. Все можно купить и дома. Экономисты видят другие плюсы – включился зеленый свет для международных компаний и инвесторов, которые раздумывали, стоит ли вообще выходить на наш рынок. Но и рисков в таком развитии событий немало: популярный массмаркет может начать вытеснять наших производителей с прилавков.  Произойдет ли это – в вопросе разбиралась корреспондент «Р».

Двое на одной полке

Путь западных брендов на наш рынок был непростым и долгим. Переговоры продолжались не один год, а долгожданные анонсы об открытии магазинов все переносились. Жесткие условия зарубежной компании, отсутствие современных торговых площадок, в конце концов, финансовый кризис не позволили магазинам появиться в стране раньше. Аналитики уже говорят, что вслед за брендами испанской группы к нам могут прийти другие именитые компании, которых на рынке до сих пор нет. Что ж, тенденция обывателя порадует. А вот что по этому поводу думают представители нашей легкой промышленности, которых нередко упрекают в нерасторопности и нежелании следовать моде? Заставят ли иностранцы наших производителей шевелиться и не боятся ли последние конкуренции? Эти вопросы корреспондент «Р» адресовала председателю концерна «Беллегпром» Николаю Ефимчику.

— Когда мы говорим о конкуренции, можно привести аргументированный пример: в известном торговом центре рядом находятся белорусский Belwest и немецкий Salamander. Если сравнить цену, качество, оформление магазина, мерчандайзинг, наш бренд дает фору известному производителю. То, что наши товары на 100% соответствуют заявленному качеству, даже не обсуждается. Чего, к сожалению, нельзя сказать о других производителях.
Николай ЕФИМЧИК

Что касается, как выразился Николай Ефимчик, «великого бренда Zara», а это один из мировых лидеров по организации продаж всех видов товаров легпрома, то демократичная цена получается у компании за счет сбегания воедино нескольких факторов. Во-первых, продукт отшивается в странах третьего мира. Во-вторых, удешевление происходит за счет большего использования синтетики в составе тканей. В-третьих, большую роль в формировании цены играют колоссальные объемы производства. Правда, реальная себестоимость импортной продукции все равно в разы ниже, считает Николай Ефимчик, лично познакомившийся с модным ассортиментом нового магазина:

— Покупатель должен сам понимать, что же он хочет купить. Если ему нужен непритязательный 100%-й полиэфир, который два раза одел и выбросил, — пожалуйста! Если вам нужен качественный натуральный продукт, который так же функционален и имеет красивый внешний вид, но не имеет определенного брендового лейбла, то можно спокойно купить наш товар. Я сам постоянно хожу во всем белорусском, и мне не стыдно посещать в нашей одежде любые заграничные мероприятия и недели моды.

В споре рождается качество

Между тем, по мнению председателя концерна, конкуренция на рынке лишь подстегивает наших производителей. Так, многие активно развивают свои фирменные сети: магазины в Минске и областных центрах сегодня выглядят вполне по-европейски, предлагая высочайшее качество по приемлемой цене. Наши производители тоже не видят никакой трагедии в приходе западных торговых марок на наш рынок. Первый заместитель гендиректора ООО «Нелва» Ирина Рахманова убеждена, эта тенденция свидетельствует о благоприятном инвестиционном и предпринимательском климате:

— Безусловно, это усиливает конкуренцию, но достойные конкуренты стимулируют белорусские компании работать лучше, от чего, в конечном итоге, выигрывает потребитель. Большинство новых брендов ориентированы на молодую аудиторию, которая стремится быть модной и современной, следовать последним трендам, не придавая большого значения качеству тканей и крою изделий. Мы не опасаемся, что наши покупатели уйдут в сетевые магазины.

В концерне «Беллегпром» считают, что зарубежные игроки стимулируют наших производителей работать лучше

А вот перенять опыт конкурентов и обновлять коллекции каждые две недели наши производители не планируют. Объясняют это тем, что пришлые бренды работают в сегменте Fast fashion («быстрая мода»), они — ловцы трендов, которые быстро приходят и уходят. Именно поэтому скорость и постоянное обновление — залог их успеха. Наши швейники выпускают 4—5 сезонных коллекций в год, но при этом они тщательно продумывают их таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности покупателей.

По словам Николая Ефимчика, сейчас усилия всех текстильных, швейных, кожевенных, обувных предприятий страны консолидируют для того, чтобы увеличить глубину переработки сырья до готового продукта. Это позволит снизить себестоимость и получить конкурентные цены.

Импорт нам не грозит


В свое время некоторые государственные деятели озвучивали идею максимально сократить импорт и снизить его значение до 20%. Одежды и обуви это тоже касалось. Николай Ефимчик глубоко убежден — ничего сокращать не нужно:

— Приведу пример нашего концерна: зачем увеличивать нашу долю на внутреннем рынке, если 70% объема мы экспортируем в 54 страны мира? Мы зарабатываем валюту. А представьте, если все эти объемы мы завернем в нашу страну. Зачем? У потребителя должен быть выбор, а на рынке должна быть конкуренция.

Сегодня у легпрома два «больных» места. Первое — недостаток оборотных средств (150 миллионов рублей за шесть месяцев этого года). Второй момент: иногда на внутреннем рынке появляется дешевая некачественная продукция, зачастую небезопасная для здоровья. Николай Ефимчик предлагает ужесточить условия и обезопасить наших покупателей. В конце концов, здоровье потребителя – категория, которой не стоит пренебрегать.

БЛИЦОПРОС

Юлия ДЫЛЕНОК, журналист:


— Я вообще за то, чтобы был выбор. А приход западных брендов его расширяет. Мне нравится думать, что в любой момент, когда захочется, могу пойти и попробовать что-то там для себя подобрать. Хотя качество одежды меня не всегда устраивает. Что касается покупок в Вильнюсе, то не думаю, что приход мировых игроков что-то кардинально поменяет. Туда ездят, чтобы прогуляться и заглянуть в магазины. Ну и ценник, говорят, в литовской столице ниже на 10—15%.

Ольга ЕГОРОВА, руководитель службы маркетинга розничной сети:


— Среди моих знакомых нет тех, кто ездит за границу исключительно на шопинг. Скорее, едут за впечатлениями и отдыхом. Покупки лишь  приятное дополнение. Тем не менее очень здорово, что теперь не нужно ждать поездки за рубеж, чтобы купить себе еще одно платье знаменитого бренда.

ПАЗІЦЫЯ

Андрэй АЛЁШКІН, партнёр, дырэктар па брокерыджы Colliers International у Беларусі:


— Перамовы з групай Inditex былі даволі доўгімі, а адкрыццё магазінаў адбылося цяпер — у сярэдзіне 2017-га. Шмат хто задае пытанне: ці азначае гэта, што сітуацыя на рынку стабілізуецца, што асноўны крызіс прайшоў і інвестары бачаць тут адносную стабільнасць і перспектывы? Тут трэба падзяляць паняцці «інвестары» і «патэнцыяльныя арандатары».

У дадзеным выпадку, хутчэй за ўсё, можна сказаць, што найбуйнейшая рознічная сетка не толькі зацікавілася беларускім рынкам, але і адкрыла поўнафарматныя магазіны ўсіх сваіх брэндаў. Гэта, безумоўна, вельмі знакавая падзея для ўсяго нашага рэтэйлу. Перш за ўсё гэта знак для ўсіх гульцоў рынку fashion, якія яшчэ сумняваюцца альбо яшчэ не прынялі рашэнне па ўваходзе ў краіну. Перспектыва вельмі добрая, і гэта дасць штуршок развіццю новых гандлёвых цэнтраў і ратацыі арандатараў ва ўжо існуючых.

Безумоўна, актыўнасць на рынку камерцыйнай нерухомасці павысіцца, і тыя, хто яшчэ сумняваўся, будаваць ці не будаваць новыя гандлёвыя цэнтры, магчыма, прымуць станоўчае рашэнне хутчэй. Ды і банкі стануць больш актыўна глядзець у бок фінансавання будаўніцтва гандлёвых цэнтраў, паколькі прыходзяць стабільныя арандатары з доўгатэрміновымі дагаворамі арэнды, якія ў сваю чаргу будуць даваць арэндадаўцу стабільны і доўгатэрміновы даход.

Рэзерв для росту fashion-рынку ў краіне ёсць, ёсць і новыя праекты. Акрамя таго, не варта забываць і пра ратацыю арандатараў. Любы арэндадаўца зацікаўлены ў стабільным, вядомым арандатары, які не толькі своечасова плаціць арэнду, але і дадаткова прыцягвае патокі пакупнікоў у гандлёвы цэнтр. Такім чынам ствараецца станоўчы імідж, а дробныя гульцы атрымліваюць магчымасць рабіць вялікія абароты на гэтым патоку. Гэта яшчэ адзін знак у бок стабільнасці ўсяго праекта для дэвелапера, ну і, як вынік, магчымае павелічэнне сярэдняй арэнднай стаўкі па ўсім аб'екце ў будучыні.

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter