Конкуренция или партнерство?

ВСКОРЕ первая годовщина Единого экономического пространства Таможенного союза. Как известно, оно открыто для партнеров с 1 января 2012 года. Основные документы по созданию нормативной базы включают 17 соглашений. Они нацелены на то, чтобы в ЕЭП действовали единые принципы регулирования экономик, проводилась общая внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная, аграрно-промышленная политика и так далее. Но, как показывает практика, пока эти соглашения не заработают в полную меру, равноправной конкуренции в «тройке» не будет.

Россияне предлагают разработать единые правила торговли сельхозпродукцией внутри Таможенного союза

ВСКОРЕ первая годовщина Единого экономического пространства Таможенного союза. Как известно, оно открыто для партнеров с 1 января 2012 года. Основные документы по созданию нормативной базы включают 17 соглашений. Они нацелены на то, чтобы в ЕЭП действовали единые принципы регулирования экономик, проводилась общая внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная, аграрно-промышленная политика и так далее. Но, как показывает практика, пока эти соглашения не заработают в полную меру, равноправной конкуренции в «тройке» не будет.

Не тормозить на месте

Еще предстоит снять административные, финансовые и технические ограничения на пути свободного движения товаров, внедрить единый сертификат происхождения продукции стран «тройки», выйти на равноправные технические регламенты в ветконтроле, отладить механизм равного доступа к госзакупкам. Таких барьеров достаточно, несмотря на позитивное развитие новой структуры.

В то же время усиление конкуренции на российском рынке после вступления страны в ВТО объективно сужает возможности белорусского экспорта.

Сегодня в развитие тех 17-ти соглашений, которые были подписаны тремя странами и соответствующим образом ратифицированы, наднациональный орган Таможенного союза — Евразийская экономическая комиссия — продолжает работать над целым пакетом документов. Их, кстати, почти пятьдесят.

Ситуация осложняется тем, что предполагавшийся на старте Таможенного союза коллективный формат вступления в ВТО не состоялся. Россия первой из «тройки» вступила в эту организацию, что в результате, как этого ни хотели, привело к некоторой разобщенности интересов. Партнеры видят в ЕЭП прежде всего возможность расширения рынков сбыта своей продукции, в то время как Россия уже полностью открыла границы для импортных товаров.

По мнению аналитиков, в условиях разноскоростной интеграции риски будут возрастать, а диспропорции в экономическом и социальном развитии стран — участниц ТС только увеличиваться. Понятно, что в этой ситуации каждый постарается приложить максимум усилий, чтобы воспользоваться любыми возможностями для защиты и лоббирования интересов отечественного производителя.

В частности, белорусская сторона настойчиво требует, чтобы РФ сняла квоты на белорусское сухое молоко. Их существование первый заместитель Премьер-министра Беларуси Владимир Семашко назвал нонсенсом. Нас также беспокоит ситуация, что после вступления в ВТО Россия снижает таможенные пошлины на грузовые автомобили, сельхозтехнику, тракторы. При этом для поддержки своего производителя она, по сути, ввела новый налог.

Добивается Беларусь и снятия запрета на ввоз в Россию продукта переработки АПК — этилового спирта, важного, особенно в последние годы, сегмента экспорта. Фактически этот запрет установлен в соответствии с постановлением правительства РФ еще в 2002 году. То есть Россия вошла в Таможенный союз, но формально этот документ продолжает действовать, он не отменен, что противоречит нормам Таможенного союза. В связи с этим возник еще один барьер в торговле. Этот пример — свидетельство того, как торможение реализации соглашений в ЕЭП провоцирует новые споры в «тройке».

Для бизнеса или для потребителей?

Разработать единые правила торговли сельхозпродукцией внутри Таможенного союза предложил на встрече партнеров в Астане заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Илья Шестаков. По его мнению, это позволит отрегулировать отношения в рамках взаимной торговли, обеспечит разработку и исполнение прогнозных балансов.

В то же время российский чиновник признал, что это — запрос бизнеса. Россия, Казахстан и Беларусь имеют необходимые ресурсы, чтобы войти в число крупных поставщиков продовольствия на мировой рынок. Однако развитие сельскохозяйственного производства может сдерживаться из-за ограничений, которые накладывает на нас членство в ВТО, подчеркнул Илья Шестаков. Поэтому даже российские эксперты не в восторге от инициативы. Они считают, что сейчас куда важнее унифицировать цены на экспорт.

Впрочем, их можно понять. По большинству сегментов сельхозпродукции Россия и Казахстан не могут покрыть даже собственный спрос. Экспортный потенциал есть у зерна, которое производят наши партнеры, однако и здесь надо понимать, что в рамках Таможенного союза мало кто сможет тягаться с Россией, которая претендует на второе место среди ведущих мировых экспортеров зерна.

В молочной сфере все преимущества у Беларуси. Она научилась делать высококачественную продукцию, конкурентоспособную даже на мировом рынке. Что касается сегмента крупного рогатого скота, то здесь дела в странах Таможенного союза обстоят не лучшим образом. В Казахстане животноводство в упадке, в России, несмотря на значительные субсидии, восстановление идет крайне медленно.

Таким образом, единые правила нужны не для упорядочения торговли внутри союза, а для унификации продуктовой линейки с прицелом на потенциальное вступление в ВТО. Разграничив сферы влияния сейчас, мы сможем в будущем контролировать цены, а не просто наблюдать за ними. Это аксиома, известная каждому участнику продовольственного рынка. Тем более что Россия в силу своих бюджетных возможностей куда более подготовлена к конкуренции с внешним рынком, чем другие участники Таможенного союза. В частности, в Казахстане подготовка к вступлению в ВТО началась давно, однако власти до сих пор не смогли в достаточной степени развить отрасль сельского хозяйства, чтобы она выдержала глобальную конкуренцию.

Пока задачи локальные

Как известно, сельхозпроизводители России, Беларуси и Казахстана еще в прошлом году создали Агропромышленную ассоциацию стран Таможенного союза. Целью провозглашено снижение внутренней конкуренции и координация усилий по завоеванию внешних рынков. Однако работа ассоциации началась с инвентаризации взаимных претензий ее участников. В первую очередь сейчас у наших стран слишком разные подходы к государственной поддержке товаропроизводителей.

Так, в Казахстане в 2012 году средства, выделенные для поддержки сельского хозяйства, составили лишь 3,5 процента от стоимости всей произведенной в отрасли продукции. Индивидуальные хозяйства, где получают 80 процентов урожая, вообще остаются без дотаций.

Заметим, что Беларусь еще до вступления России в ВТО обязалась сократить господдержку сельского хозяйства при создании Таможенного союза. К 2016 году объем дотаций должен сократиться до 10 процентов от валового внутреннего продукта аграрного сектора. При этом в соответствии с соглашениями между Беларусью, Россией и Казахстаном данный норматив не меняется при вступлении одного из членов Таможенного союза в ВТО.

Кстати, господдержка, которая оказывалась АПК несколько лет назад, и та, которую получает аграрный сектор сегодня, сильно отличаются друг от друга. Больше средств выделяется на создание условий для производителей, меньше — на их непосредственную поддержку.

Нас, естественно, волнует также ситуация на рынке молока и молочных продуктов. В Беларуси за последнее время произошли кардинальные технологические перемены как в плане производства молока, так и его переработки. Как результат — стабильное качество продукции, что делает потребителей все более лояльными к ней, в том числе зарубежных. Республика отправляет на экспорт около 50 процентов продукции, в основном в Россию. После молочных конфликтов 2009 года двум странам удалось договориться, но полностью проблемы не исчезли. На российский рынок по-прежнему в больших объемах проникает контрафактная продукция под известными белорусскими брендами.

У Казахстана проблемы с экспортом зерна. Он может продавать его до 10 миллионов тонн. Традиционные рынки сбыта — Средняя Азия, Иран, Закавказье — способны принять не более четырех миллионов. Казахстан хотел бы задействовать черноморские порты, но там не справляются с экспортом российского зерна.

Так что Агропромышленной ассоциации, призванной объединить усилия на внешних рынках, придется пока решать локальные, хотя и важные задачи.

Тем временем Евразийская экономическая комиссия предлагает проект общего антимонопольного кодекса России, Казахстана и Беларуси. Планируется, что новый кодекс вступит в силу через 3 года.

Его разработка будет поэтапной. Уже к концу этого года должен появиться модельный закон о конкуренции. Он будет представлять собой правовые нормы, которые должны стать образцом для национального законодательства каждой страны Таможенного союза. Далее документ будет вынесен на обсуждение, а примерно к середине следующего года внесен на одобрение глав стран ТС. Вторым же этапом станет разработка единого антимонопольного кодекса, который должен вступить в силу к 2015 году.

Но вот что настораживает. Скорее всего, антимонопольное законодательство будет построено на базе российского антимонопольного законодательства. Эксперты признают, что разрабатываемые нормативные документы для Таможенного союза и стран СНГ чаще всего являются более близкими по своему содержанию именно к законодательству России. И единый антимонопольный кодекс, скорее всего, не станет исключением.

По этой причине меньше всех нововведение почувствуют на себе российские компании, что нельзя сказать о партнерах из Казахстана и Беларуси, где законодательство гораздо более мягкое. Но, как бы то ни было, преимущество получат те, кто страдает от ограничения конкуренции.

Одновременно с единым законом появится и соответствующее надзорное ведомство по примеру Европейской комиссии по конкуренции в ЕС. Впрочем, как будет называться такое ведомство в рамках Таможенного союза и какие будут у него полномочия, прогнозировать пока никто не берется.

Александр ШЕВКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter