Конфуций на все времена

Мир Адама Палюховича

В июне мне исполнилось 60, более половины из которых руковожу белорусскими предприятиями. Есть управленческий опыт и результаты, которыми хочу делиться с читателями «СБ», в том числе и в режиме обратной связи. С удовольствием выйду на форум sb.by и постараюсь ответить на обычные письма. Готов к обмену мнениями, понимаю, что нужно быть полезным людям. То есть реализовывать свой потенциал в этой жизни.


Коротко о себе. Родился в Минске в семье выходцев из крестьян. Отец из деревни под Раковом, фронтовик, штурмовал Берлин в 45–м, вернулся с войны в 1948–м и до пенсии работал за станком на МАЗе... Мать из–под Червеня, дочь партизана, до выхода на пенсию была кондуктором пригородных автобусов.

Родители дали нам, двоим сыновьям и двум дочерям, высшее образование. Ваш покорный слуга окончил факультет прикладной математики БГУ, во времена СССР работал программистом и руководителем в опытно–внедренческих институтах Минска. С 1988–го — в частном бизнесе. В 1989–м вчетвером с приятелями создали многоотраслевую диверсифицированную фирму «Дайнова», которая ведет свой активный век и сегодня. Сейчас определяю свою специализацию как управление инновационными и производственно–торговыми коллективами.

На основе этого управленческого опыта в Беларуси для начала давайте поговорим с читателями «СБ» о... древней китайской философии, которая явно и в скрытом виде излагает методы решения управленческих проблем. Управление группой людей, маленьким и большим хозяйством, государством, в мирной жизни и на войне. Современные принципы и концепции, способы и приемы управления, этого сложного высокочастотного процесса, на самом деле были разложены по полочкам еще древними китайскими философами. Их трактаты — не только культурная и мировоззренческая литература. Без всякого преувеличения, они есть фундамент китайского государства, здания многотысячелетней успешной цивилизации.

Конечно, древнекитайская литература — не единственный источник управленческих знаний. Рассматриваемые нами книги Китая, написаны более двух тысяч лет назад. Практическую проверку жизнью эти работы прошли многократно. Уж сколько раз, будучи завоеванной, аннексированной, страна восстанавливала свою идентичность и снова превращалась в традиционный Китай. Превращалась без ведения военных действий! А чего стоят опиумные войны середины XIX века, разложившие государственную машину и людей. В наркотическом дурмане погибли десятки миллионов. Казалось бы, не осталось шансов стране и народу, их ждала судьба американских индейцев... А Поднебесная, словно Феникс из пепла, восстала через несколько десятилетий. Последний пример — превращение современного Китая из отсталой страны третьего мира в планетарного лидера, промышленную фабрику всея земли и морей. И тоже за несколько десятков лет.

Поскольку психология человека и общества не сильно изменилась за прошедшие тысячелетия, и современные вопросы управления и корпоративного строительства здорово находят свое отражение и разрешение в работах древнекитайских философов. Учимся и у них. Вообще, развивающийся руководитель учится постоянно. Он как акула, что жива, пока движется — даже во сне. Руководитель жив, пока учится. Пока он современен и развивается, — живет и его предприятие. Деятельность успешного менеджера опирается на знания, получаемые из опыта и различных источников информации. В течение последних 30 лет активно использовал и этот ее прекрасный информационный пласт — философскую литературу Древнего Китая. Литературу, в которой говорится об устройстве мира, общества, государства.

Законы строительства государства и общества практически тождественны законам построения семьи, бизнеса, маленькой фирмы и большого завода. Поэтому интересными, как для руководителя, являются книги из четырех источников управленческих знаний:

— книга перемен «И–цзин»;

— учение Конфуция об устройстве человеческого общества, государства и взаимоотношениях в государстве;

— «Искусство войны» Сунь–цзы;

— «Дао Дэ Цзин» и работы последователей.

Цитата из последнего: «В отношениях с людьми быть дружелюбным, в словах — искренним; в управлении — последовательным; в делах должен исходить из возможностей, в действиях — учитывать время. Тот, кто так же, как и вода, не борется с вещами, тот не совершает ошибок». Смело берите на вооружение, сегодня это работает!

Или там же: «Если человек оставляет свои желания и освобождается от страстей, то до конца жизни не будет у него усталости. Если же он распускает свои страсти и поглощен своими делами, то не будет спасения от бед». Спасибо, «Дао Дэ Цзин», благодаря и тебе тоже мы с коллегами до сих пор в форме.

А, например, «И–цзин» состоит из 64 гексаграмм с трактовками их значения. Каждая описывает одну из возможных ситуаций в жизни человека, группы людей, предприятия и государства, дает хорошие варианты оптимального поведения субъекта, попавшего в конкретную ситуацию.

Конфуцианство описывает функционирование гармоничного общества и поведение его граждан.

«Искусство войны» Сунь–цзы — лучшее руководство по стратегии и тактике ведения военных действий. Многие неагрессивные приемы из «Искусства войны» успешно применяются и современными теоретиками и практиками менеджмента и управления. В той же книге вы найдете советы о поведении на рынке, стратегии и тактике бизнеса, производства, человеческих взаимоотношений.

Хотя, по моему опыту, наиболее приемлемы для корпоративного строительства и управления книга «Дао Дэ Цзин», работы китайского философа Лао–цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец) и его последователей.

Трактаты Лао–цзы и последователей с интересом изучал с середины 90–х. Базовая книга — «Дао Дэ Цзин» (Канон пути и благодати) написана самим Лао–цзы. Для управленцев и топ–менеджеров прекрасно осовременил работу Джон Хейдер в своей книге «Дао лидера». «Дао лидера» вкупе с «Дао Дэ Цзин» помогли и нашему корпоративному строительству, оказали большое влияние на управление компанией и ее подразделениями.

Хорошим подспорьем явились работы всех перечисленных китайских авторов. Как в организации структуры и функций, так и по части межличностных отношений в коллективе — между сотрудниками, между руководителями и подчиненными.

Дао и Дэ — два базовых понятия древнего и современного китайского мировоззрения. Дао — Бог, Путь. В части корпоративного строительства и управления — цель существования и деятельности компании, стратегия. Дэ — Благо. Не только добро, честность, справедливость. Благо в максимально широком смысле слова. Благо по отношению к людям, к миру, ко всей вселенной. В управлении — показатель и одновременно условие эффективной деятельности компании и ее подразделений.

И вам, идущим к успеху, советую прочесть оригиналы.

А.П.

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?