Беларусь проводит сбалансированную внешнюю политику. Конфликты нам не нужны

Конфликты нам не нужны

— Ни Турции, а тем более Беларуси такие конфликты — локальные или же более крупные — абсолютно не нужны.

Такое суждение высказал Александр Лукашенко относительно жарких точек на современной политической карте мира в интервью турецкому информационному агентству «Анадолу».



В ближайшее время Президент планирует посетить с визитом Турцию. Как часто бывает в подобных случаях, в преддверии события Минск посещают представители крупнейших СМИ принимающей страны, чтобы подготовить материалы о двусторонних отношениях. С этой целью к нам приехал Али Джура, глава московского корпункта старейшего авторитетного турецкого информационного агентства «Анадолу». Журналист взял основательное интервью у Президента, но до официального обнародования эксклюзивного материала мы, по договоренности с коллегами, можем воспроизвести содержание беседы лишь частично. Али Джура прежде всего поинтересовался у Президента приоритетами белорусской внешней политики в условиях весьма напряженной ситуации в разных регионах мира. Ответ был таким:


— Сегодня создано напряжение совсем рядом у наших границ — в Украине. В Венесуэле вы знаете, что происходит. Дай бог, чтобы это не переросло в какой‑то международный конфликт и столкновение. Вы видите, что происходит в Ливии. И это только начало. Вы видите и ощущаете уже как гражданин Турции, что происходит рядом с вами в Сирии, Ираке. Курдская проблема для вас очень важна.

То там, то здесь возникают конфликты. Но раз они возникают, значит, они кому‑то нужны. Эти конфликты возникают в странах, богатых природными ресурсами. В странах, которые занимают важнейшее геополитическое положение на карте мира. Ответ понятен. Значит, кому‑то нужны эти ресурсы. Кто‑то хочет влиять на те государства, которые занимают это географически и стратегически важное положение.

Я это сказал к тому, чтобы вам задать еще один риторический вопрос: нам, белорусам, это надо? Нет! Даже если мы очень заинтересованы как государство в природных ископаемых, ресурсах, потому что мы не являемся глобальным игроком и не имеем имперской психологии, чтобы силой влиять на то или иное государство и заполучить эти ресурсы.

Все горит от главных мировых игроков. Что это за игроки — вы их хорошо знаете. Одни себя ведут агрессивно, другие занимаются риторикой — очень много кричат, но тем не менее подливают масла в огонь, третьи молчаливо стараются влиять на ситуацию в мире. Но каждый из этих гигантских игроков имеет определенную цель. Прежде всего эту — разделяй и властвуй.

Беларусь в этом категорически не заинтересована. Турция, мне кажется, также не сторонница того, чтобы везде вспыхивали эти очаги конфликта. Турция в таком положении, что это может плохо для нее самой закончиться, если она будет разжигать эти конфликты. Турция, наоборот, ваш президент многое делает для того, чтобы ситуацию ослабить. Поэтому ни Турции, а тем более Беларуси такие конфликты — локальные или же более крупные — абсолютно не нужны. Мы здесь ничего не выиграем. Это во‑первых. А во‑вторых, наш менталитет другой. Мы наелись этих войн. Все войны, которые существовали в прошлом столетии, да и позапрошлом, прокатывались через Беларусь. Мы теряли не только поколениями нажитое богатство, мы теряли миллионы людей. В последней войне мы потеряли каждого третьего жителя. Поэтому у нас менталитет другой. Ни с практической точки зрения, ни с моральной, ни с генетической нам эти конфликты не нужны. Мы проводим сбалансированную многовекторную политику. Нам надо, чтобы был мир и на Западе, и на Востоке. Мы от этого только выиграем, занимая пусть даже сложное географическое положение в мире между мощным Западом и мощным Востоком. Поэтому мы занимаем здесь принципиальную позицию. Сегодня этот пожар в нескольких километрах от тебя, а завтра он перекинется на твою территорию, и тогда уже будет жарко.

Али Джура ожидаемо не обошел вниманием и украинскую проблематику. Он интересовался мнением Президента о перспективах мирного урегулирования конфликта на юго‑востоке нашей страны‑соседки. Конечно же, за кадром не осталась и тема президентских выборов в Украине. Тем более что во время «Большого разговора с Президентом» 1 марта Александр ­Лукашенко дал однозначный прогноз о том, что в этой электоральной кампании верх одержит нынешний президент Украины Петр Порошенко. После первого тура выборов ситуация может показаться не столь однозначной. Отсюда логичен и журналистский интерес: не поменял ли своего мнения Александр ­Лукашенко? Президент не скрывает, что в этом предположении тверд:

— Никто там ничего не выиг­рал. После первого тура лидирует Зеленский, Порошенко от него отстает. Как закончится второй тур, никто не решится предсказать. Я все‑таки склонен думать, что эти президентские выборы выиграет Порошенко.

Я не буду заниматься какой‑то аналитикой. Не буду сравнивать одного с другим. Одного я очень хорошо знаю. Второго я видел только в кино. Я его как политика не знаю. Но я вам скажу от жизни: у нас с Порошенко был когда‑то общий друг — это Михаил Саакашвили. Когда Саакашвили проводил выборы, будучи президентом  (Грузии. — Прим. ред.), Конституцию поменял, еще что‑то — начали с народом заниматься шутками. Это привело к тому, что ему пришлось покинуть Грузию и скрываться в других странах. Чтобы Порошенко не пришлось залезать на крышу и с крыши призывать украинцев защитить его, он сделает все для того, чтобы украинцы его поддержали. Он должен сделать все для того, чтобы народ поддержал его, чтобы победить.

Еще одно распространенное мнение в украинских околополитических кругах. Дескать, выбирать‑то там и не из кого. Александр ­Лукашенко не склонен к такой фаталистической трактовке ситуации. По его мнению, выбор есть всегда. Главное, его сделать:

— Пусть меня простят украинцы, но хочу им сказать: если не за кого голосовать, то и голосовать не надо. Зачем голосовать за человека, в котором ты не уверен, ведь украинцы такой тяжелый политический путь прошли за последние годы. Они уже наелись непонятных обещаний. Они, уже много раз рискуя, верили политикам и их поддерживали. И все время получалось наоборот. Последние годы опыт украинского народа — свидетельство тому, что нельзя рисковать. Значит, надо идти на повторные выборы. Если уж не получается, если не за кого голосовать — значит, повторные выборы. Мне кажется, это лучше, чем в очередной раз рискнуть, проголосовать, а потом горько каяться десять или более лет…

Украина — не чужая нам страна. Она рядом. Мы переживаем за украинский народ.

Беседа турецкого журналиста с Президентом продлилась около часа. Было задано порядка десятка вопросов. Как обычно, ответы были откровенные и исчерпывающие. Агентство «Анадолу» планирует распространить интервью в ближайшие дни. После этого полную версию беседы читателям предоставит и «Беларусь сегодня».

kryat@sb.by

Фото БЕЛТА.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter