Соседские ссоры зачастую не обходятся без вмешательства местной власти

Конфликт вышел наружу

Соседские ссоры — обычное дело. Иногда достаточно пары часов работы с перфоратором или груды щебня у смежного участка — и бывшие хорошие знакомые становятся непримиримыми врагами. Некоторым, самым мудрым, рано или поздно удается справиться с обидами, найти общий язык и дружно жить дальше. Но нередко конфликты доходят до судов и привлечения местной власти в качестве арбитров.

Недавно в редакцию пришло письмо: житель деревни Новоселки Берестовицкого района Михаил Солоневич жаловался на недобросовестного соседа, который не стесняется пасти своих овец на участках сельчан. По словам автора, вот уже 2 года подряд животные вытаптывают у него чесночные грядки, а недавно обглодали практически все молодые деревца. В ответ на претензии от животновода слышны только оскорбления. Судя по слогу, страсти между соседями разгорелись нешуточные.

Азим Гезалов убеждает, что его овцы крайне редко оказываются без присмотра и забредают к соседям.

В правлении РСУП «Олекшицы», на территории которого расположена деревня Новоселки, меня вводят в суть вопроса. Несколько лет назад на хуторе неподалеку от Новоселок поселился Азим Гезалов, переехавший сюда из Азербайджана. Отремонтировал пустующий дом, развел овец — сейчас в его стаде примерно 80 голов. Человек непьющий, работящий.

Хозяйство выделило ему землю под пастбище. Но иногда его животные все же забредают на участки сельчан и портят им посевы и саженцы. Вот и в прошлом году пенсионерка Елена Воробей из деревни Пески была вынуждена самостоятельно защищать свой огород от стада, которое без присмотра бродило по окрестностям. И хотя без ущерба не обошлось, сельчанка не стала настаивать на компенсации, простила — всякое, мол, бывает.

По дороге в Новоселки заместитель директора РСУП «Олекшицы» Анна Михаленко рассказывает, что за годы службы у нее накопился большой опыт примирения враждующих сторон:

— Обычно к нам обращаются, когда надеются на то, что мы кого–нибудь накажем. Соседи, например, из–за грядки картошки поссорятся или муж с женой из–за какого–нибудь пустяка. Но нам со стороны виднее, что никого наказывать не нужно. Да и люди сами хотят жить без ссор и конфликтов, просто уступить или первым пойти на мировую никто не хочет. Поэтому приезжаю, разбираюсь в вопросе и советую, как по уму и совести должен поступить каждый. Сколько уже людей помирила — даже и не подсчитаю.

Вера Константиновна опровергает слова соседа, демонстрируя ущерб, который нанесли беспризорные овцы ее огороду.

У ворот разоренного участка нас уже ждет супруга Михаила Солоневича Вера Константиновна. Демонстрирует: годовалые саженцы яблони и груши можно выбрасывать — объедена кора, молодое сливовое деревце тоже сильно повреждено, кусты ежевики, смородины и винограда объедены до прикорневых черенков. Ее супруг рассказывает, что пробовал решить вопрос мирным путем и попросил компенсацию за ущерб, но ничего, кроме оскорблений, не добился. Обращался в местный сельисполком, но даже там не смогли повлиять на хозяина овец.

У Азима Гезалова свое видение этой истории и своя правда. Он уверен, что сосед не должен требовать деньги по простой причине — его собака, считает животновод, загрызла уже 5 ягнят:

— Просил его: привяжи свою собаку, но без результата. Так он в газету на меня написал? Тогда я пойду писать на него заявление в милицию за убитых ягнят.

Сам Михаил Солоневич также не настроен мириться:

— Собаки не мои — я их просто подкармливаю. Зачем мне их привязывать? Я предлагал Азиму провести экспертизу — даже за мой счет, действительно ли собаки его ягнят погрызли. Он отказался. Это его решение. Но оскорблять себя, да еще тогда, когда я пришел требовать справедливой компенсации, я не позволю. И вообще, считаю, надо, чтобы руководство сельскохозяйственного предприятия контролировало, где он своих овец пасет...

Для опытного заместителя директора хозяйства Анны Михаленко ситуация ясна: надо усаживать спорщиков за стол переговоров. Следующая встреча враждующих соседей произошла днем позже в помещении сельхозкооператива. В результате Азим заплатил компенсацию и извинился за оскорбления, а Михаил пообещал внимательнее следить за собаками. Разошлись, пожав друг другу руки...

Признайтесь: в истории о том, как поссорились Азим Джамилович и Михаил Александрович, каждый найдет что–то знакомое. Кто–то вспомнит Гоголя и его непримиримых героев. Найдутся и те, кто расскажет десятки аналогичных примеров из собственной жизни, когда достаточно одной небольшой обиды — и разгорается война до последней нервной клетки.

Даже сейчас, уверена, кто–то готов спорить до хрипоты: стоило ли вмешивать руководство хозяйства, сельского исполкома и газету в мелкий конфликт из–за пары саженцев и нескольких кустов? Вопрос действительно неоднозначный. Но факт остается фактом: и во время «прямых линий» в райисполкомах, и на депутатских приемах, да и в моем рабочем кабинете регулярно появляются люди, недовольные своими соседями. И примирение наступает лишь после вмешательства третьих лиц...

czcz@onet.eu

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter