Международный рынок аутсорсинга сократится: либо работай на своих, либо уходи

Конец мировых фабрик

Геополитика складывается таким образом, что наступают времена экономического и коммерческого патриотизма. В период расцвета глобализации аутсорсинг (особенно в интеллектуальных сферах деятельности) находился в цене и в чести. И было очень интересно выполнять какие-то работы по международным расценкам, а штат содержать в Беларуси. Издержки намного ниже, чем практически в любой стране Европы, а тем более в Силиконовой долине США. Соответственно, выше прибыльность и больше возможностей мотивировать сотрудников. Исходя из таких принципов и строился успешный бизнес у многих людей. Поэтому на внутренний рынок смотрели с некоторым скепсисом. Несомненно, было выгоднее и престижнее работать на крупную транснациональную компанию, чем на какое-нибудь белорусское предприятие. Но в новой геополитической реальности тренды и треки начинают смещаться. Конечно, трансферт технологий полностью не прекратится, но существенно замедлится. И уже зарубежные заказчики станут со скепсисом относиться к поставкам интеллектуальных решений из-за рубежа. Аутсорсинговым компаниям придется пересматривать свои модели бизнеса и либо ориентироваться на национальных и региональных потребителей, либо окончательно менять прописку на европейскую или американскую. Хотя, надо отметить, высокотехнологичный бизнес в этих регионах начинает замедляться и переживает не самые лучшие времена. 

Венчур не в почете

коллаж любови царюк
В США венчурное финансирование постепенно начинает сворачиваться. Инвесторы не очень желают вкладывать средства в проекты с сомнительными перспективами. Собственно говоря, и крупные технологические компании переживают период определенных сложностей. Расти за счет слияний и поглощений уже представляется сомнительной стратегией. Разрушение глобального пространства, в том числе и в информационном поле, снижает перспективы по доходам и прибыльности. Пока технологические динозавры сохраняют свои доминирующие позиции, но переходят в режим жизни высокой экономии. Намедни Google сократил 100 человек. Немного для гиганта, но чистке подверглась HR-служба. Значит, активность на рынке труда одна из крупнейших компаний в мире будет сокращать. Как минимум не нанимать новых сотрудников. 

Наблюдается и еще одна интересная тенденция: большинство квалифицированных американцев предпочитает сегодня устроиться в большие солидные компании. Крупные корпорации не отличаются особой нежностью к сотрудникам, умеют выжимать из них все соки, но при этом не балуют мегавысокими зарплатами и бонусами. Тем не менее их положение на рынке более уверенное, чем у начинающих проектов. В стартапы некогда стремились амбициозные поклонники американской мечты, согласно которой (теоретически, естественно) в США любой простой смертный может стать мультимиллионером. Поэтому новые проекты привлекали сотрудников, в том числе опытных и квалифицированных. Какая была мечта у приличного айтишника (независимо от национальности)? Создать какое-нибудь приложение и выгодно его продать международной корпорации. И несколько десятков, а то и сотен миллионов долларов в кармане. Конечно, на первых порах придется работать почти за идею. Иной раз с минимальной зарплатой, а то и вообще без таковой. Причем это касается как владельцев-руководителей, так и рядовых сотрудников. Но зато чуть ли не каждый участник нового проекта получал на определенных условиях долю в фирме и мог рассчитывать на свою финансовую часть в случае успеха. 

Но сегодня перспектива получить богатство таким способом представляется сомнительной. Технологические гиганты в силу сжимания экономики на родине и из-за вынужденного сокращения присутствия в тех или иных регионах предпочитают воздерживаться от новых приобретений. А заработать на новом приложении без «монстров» очень и очень проблематично. Кроме того, так или иначе обостряется противостояние в киберпространстве и высокотехнологичных отраслях. Поэтому в мире происходит массовый пересмотр отношения к аутсорсингу. Компания-исполнитель должна быть не просто квалифицированной, но и базироваться в определенном регионе. Как правило, с развитой демократией.  

Технологичная регионализация

В IT-сфере регионализация происходит, пожалуй, стремительнее, чем в других сферах экономики. Те же американские заказчики аутсорсинговых решений стараются взаимодействовать исключительно с партнерами, расположенными в странах, в которых политические режимы так или иначе контролируются Вашингтоном.  

И очевидно, что очень скоро (в какой-то степени этот момент уже наступил) аутсорсинговые схемы станут носить ярко выраженный региональный характер, особенно если речь идет не о развлекательных приложениях, а о серьезных решениях, которые используются в финансовой сфере, инфраструктуре и других чувствительных отраслях. Ни для кого не секрет, что IT-сфера крайне чувствительна с точки зрения национальной безопасности. Как с точки зрения использования различного шпионского инструментария, так и отказа поставщика ПО его обслуживать и обновлять. И несколько таких историй мы видели с зарубежными корпорациями, которые решили уйти из России и Беларуси. Поэтому переходить в ключевых направлениях на собственные разработки является принципиальным моментом. Тем более что универсальные решения, рассчитанные на потребителей по всему миру, уже и не являются конкурентоспособными на фоне замедления и мировой торговли, и международных инвестиций. Очевидно, что каждый макрорегион будет развиваться по своим сценариям и правилам. Поэтому появится спрос на локальные решения исходя из конкретных потребностей национальных отраслей. 

Драйвер внутреннего рынка

Очевидно, что сегодня начнут происходить два процесса. Во-первых, будет снижаться интерес к размещению заказов на аутсорсинг у международных корпораций. Во-вторых, произойдет сжатие спроса на иностранное ПО на внутреннем рынке. И из-за санкций, и из-за новых принципов информационной и национальной безопасности, которые начинают применяться в нашей стране. 

Кроме того, ряд решений известных производителей корпоративного ПО были актуальны в условиях глобализации. Например, если на предприятии внедрены решения SAP, то это был лишний плюсик в карму для привлечения инвестора. Признанные на Западе системы автоматизации позволяли сделать предприятие более прозрачным для зарубежных партнеров. Также имелась возможность интегрировать компанию в международные производственно-финансовые цепочки. Сегодня, когда о международном сотрудничестве на прежних условиях можно забыть, вроде бы и актуальность иностранных IT-решений теряется. Конечно, компании станут взаимодействовать. И международная торговля не уйдет. Другой вопрос, что сотрудничество уже не будет таким открытым, как раньше. Скорее переговоры и взаимодействие станут проходить при закрытых дверях и с соблюдением принципов конфиденциальности, коммерческой тайны. По-другому и быть не может при параде санкций, которыми западный мир разбрасывается направо и налево. Причем так активно, что собственный бизнес уже страдает от них. Собственно говоря, сегодня в странах коллективного Запада политика полностью оторвалась от экономики. Поэтому многие иностранные компании хотят и готовы сотрудничать с Беларусью и Россией. И находят для этого способы, но не особенно их афишируют. Многие государства (те же Индия, Турция и многие другие) стремятся взаимодействовать и с Западом, и с Востоком. Только бизнес, никакой политики. 

В таких условиях значение цифровизации не снижается. Другой вопрос, что спрос будут формировать локальные рынки. И не только в IT-отрасли, но и в других высокотехнологичных областях. И белорусским компаниям придется пересматривать свои подходы к бизнесу. К примеру, переходить на работу с внутренним рынком. Прежние схемы аутсорсинга сегодня уже не работают. Или их возможности очень ограничены. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter