Конец эпохи тяжеловесов

О грядущей приватизации в России

Российские власти планируют провести крупнейшую после эпохи Ельцина приватизацию. В списке компаний, доли в которых решило сбыть государство, числятся такие крупные, как «Роснефть», Внешторгбанк, Сбербанк, «Российские железные дороги»... Это своего рода российские экономические тяжеловесы. Планы о продаже активов, многие из которых ранее входили в состав стратегических, встречены на мировых рынках с восторгом. Например, акции «Транснефти» уже выросли на 7,4 процента. По мнению инвесторов, компания, контролирующая крупнейшую в мире сеть нефтепроводов, станет самым привлекательным из всех выставляемых на продажу активов, и ценник на нее станет самым высоким.


Впрочем, разговор не об этом. Приватизация в России — вопрос не экономический, а политический. Первая, хаотическая волна приватизации, захлестнувшая Россию в 1990–х, привела к распродаже нефтяных и горнорудных богатств по дешевке группе бизнесменов с хорошими связями. «Сейчас их называют олигархами», — оценочно резюмирует Рейтер.


То был не самый лучший период в постсоветской истории. Тем не менее сегодня этот вопрос вновь актуален не только для России, но и всего постсоветского пространства. Экономический кризис вынуждает искать более эффективного собственника, нежели государство, а само государство стремится получить наибольшую прибыль от проданных предприятий. Подобные процессы сегодня активно проходят и в Украине, да и в Беларуси тоже.


Собственно, все мы родились и выросли в одной стране, называемой СССР, пережили один и тот же негативный опыт и сегодня закономерно задаем один и тот же вопрос. Не повторятся ли в ходе новой волны приватизации ошибки, допущенные в 90–х годах? Александр Лукашенко всегда четко дает ответ на этот вопрос. В том числе и на недавнем совещании о перспективах развития ОАО «ГродноАзот» Президент напомнил, что Беларусь не собирается отказываться от провозглашенных принципов приватизации. «Самое главное — плати деньги, повышай зарплаты людям, налоги в бюджет, делай эффективное производство, и тогда с любым хозяином мы будем вести речь», — акцентирует Президент.
Причем важнейшую роль в таком процессе играют люди.


Кстати, возникают аллюзии с только что показанным на российском телевидении сериалом «Парни из стали». Это такой, если кто не смотрел, боевик, отражающий начало передела собственности в России. Я смотрела его как документальный фильм, показывающий суровую правду последних 17 лет истории России, взаимосвязь власти криминала, партийной номенклатуры и пришедшей ей на смену власти. Познавательный фильм...
Сегодня в России, судя по таким фильмам, изображающим героев передела не без симпатии, стараются как–то иначе оценить первую волну приватизации, оправдать ее, что ли... Вот и специалист российского Института переходного периода Владимир Назаров считает, что «там были не ошибки, а политическая необходимость».


«Государство находилось в глубочайшем экономическом и политическом кризисе. Власть пыталась создать себе опору в лице крупного бизнеса. Ради создания политической опоры власти пришлось идти на экономические жертвы — на продажу госактивов по бросовым ценам», — читаем сегодня ответ на этот больной для россиян вопрос на страницах российской деловой газеты «Взгляд».


Допустим, такой процесс был характерен для середины 90–х годов. Ну а что же сегодня? Ради каких целей идет сегодня российское правительство на вторую приватизацию? Думается, ради все той же — создания опоры власти. Только процесс этот сегодня имеет другую природу и иной характер. Сегодня сильной считается такая власть, которая способна создать и поддержать конкурентоспособную экономику. Кремль, как известно, предложил курс на модернизацию.
Какая модернизация (читай — приватизация, интеграция и т.д.) России нужна? Этой теме посвящен доклад Совета по национальной стратегии Российской Федерации. Вот один из комментариев: «Само слово «модернизация» находит не очень большой отклик среди населения. Это слишком узкое понимание проблемы».


Кремлю следует заручиться поддержкой простых российских избирателей. А они, как известно, часто приводят в пример Беларусь. Собственно, для нас этот вопрос не праздный, учитывая тот огромный интерес, который российские бизнесмены испытывают к белорусским ликвидным активам. Так что без обмена опытом не обойтись...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter