Конец «блошиных» рынков?

С исчезновением уличной торговли покупатели перетекают в торговые комплексы

С исчезновением уличной торговли покупатели перетекают в торговые комплексы

Рядовой потребитель на деле не так часто позволяет  себе покупки в супер- и гипермаркетах. Основательное пополнение продуктовых запасов и гардероба, согласно обязательному ритуалу, происходит на оптово-розничных рынках или, на худой конец, на близлежащих мини-рынках. Даже несмотря на то, что более 60 % розничного товарооборота в стране приходится на торговые предприятия, розничные «базары» по-прежнему удерживают весьма значительную долю продаж. 

Согласно статистике почти каждый третий рубль из своего бюджета жители Беларуси оставляют на рынках. По некоторым оценкам, в прошлом году обороты этого вида розницы составили не менее $ 2,3 млрд. По итогам 2007 года эта цифра может вырасти еще на $ 200—300 млн. 

В структуре оборота рынков удельный вес продовольственных товаров составляет 57 %, непродовольственных — 43 %. При этом доля рынков в продовольственном сегменте страны, по оценкам специалистов, не так уж и велика — около 30 %. Она могла бы быть и больше, ведь основной ассортимент продуктов питания, который предлагают рыночные торговцы, — это как раз товары «не первой необходимости»: бакалея, соки, маргарин, майонез, мясо, печенье, конфеты. Повседневные продукты, такие как хлеб, молоко, сыр, яйца, потребители предпочитают покупать все-таки в магазинах. 

Декларирование низких цен сегодня лежит в основе позиционирования почти всех ритейлеров — от гипермаркетов до розничных сетей. Рынки стоят от этого чуть в стороне, скромно помалкивая о своих достоинствах, но население по привычке продолжает считать, что они, может быть, и не самый удобный, но зато весьма экономичный формат торговли. 

«Мы рынки не воспринимаем как своих основных конкурентов, однако они для нас сегодня выступают в качестве «маячка» в секторе ценообразования. К примеру, если речь идет о закупках товаров у оптовиков, то уровень цен у них с нами примерно одинаков, а вот с ИП конкурировать смысла особого нет — цены у них гораздо ниже», — комментирует заместитель управляющего гипермаркета «Корона» Филипп Артеменко. 

Впрочем, как отмечают специалисты, эпоха ипэшников на рынках уже подходит к концу. И дело даже не в Указе № 760, который обязал ИП перейти в другую форму собственности. Еще несколько лет назад на оптовых рынках наметилась любопытная тенденция — число предпринимателей, владеющих 1—2 «контейнерами» или палатками, стало постепенно сокращаться, и им на смену начали выходить более солидные операторы. Так сказать, тенденция «слияний и поглощений» начала преобладать и в сфере белорусского торгового микробизнеса. 

Теперь у каждой из таких фирм, как правило, есть собственный грузовой транспорт, структурные подразделения по закупке, снабжению и продажам. Большинство оптовиков распределяют товар по точкам, которыми они сами же и владеют. В Ждановичах, например, есть фирмы, которым принадлежат по 20—30 павильонов. Это выгодно, ведь чем больше их количество, тем быстрее оборачиваются товары и капитал. При этом чаще всего торговые места оформляются на индивидуальных предпринимателей, работающих за проценты. 

Владельцы рынков сегодня уверены, что процесс перерегистрации ИП в унитарные предприятия не причинит заметного урона этому формату торговли. Скорее всего, через год торговать в павильонах будут закрытые акционерные общества,  при этом имеющиеся площади будут также объединяться и укрупняться. Сегодня более 30 % розничного рынка занимают индивидуальные предприниматели, которые являются основными операторами в торговых центрах. 

Сегодня все аналитики в один голос утверждают, что с освоением новых форматов торговли значение и обороты розничных рынков будут неуклонно снижаться. Но подобные высказывания звучат уже не первый год, а рынки по-прежнему остаются на плаву. По сути, все коллизии розницы до недавнего времени лишь укрепляли позиции «рыночников». Так произошло в 2001—2002 годах, когда ларечно-палаточный сегмент вытеснили с улиц белорусской столицы на периферию. Вещевые рынки тогда испытали приток не только рабочей силы, но и финансов. Предприниматели, торгующие мелочевкой, просто переместились на другие торговые площади. 

Впрочем, сегодня рынки подвергаются жесткому «форматированию». Если еще 4—5 лет назад продавцы работали преимущественно под открытым небом, то теперь им предоставляется возможность выставлять товар в обустроенных помещениях. На протяжении многих лет участники белорусского ритейла говорили о том, что у местного потребителя особый менталитет: ему нужны дешевые товары и простые услуги. Но на деле оказалось иначе: отечественный покупатель так же, как и западный, на ура воспринял возможность совершать покупки в комфортных условиях. В итоге рынки были вынуждены соответствовать веяниям времени. На их площадках развернулось беспрецедентное строительство. Лотки и прилавки сменили торгово-развлекательные комплексы «Grad», пять гигантских корпусов «Мира моды», строительный и продовольственный рынки в Ждановичах… 

При этом, как утверждают девелоперы, переход предпринимателей под крышу — это лишь начальный этап. В 2007—2010 годах ожидается появление крупных торгово-развлекательных центров, таких как «Экспобел» (40 тыс. кв. м), «Preston Plaza» (45 тыс. кв. м), «Глобо» (50 тыс. кв. м), «Гулливер» (120 тыс. кв. м), где торговля несколько отступит от привычного мелкого формата. 

Эксперты отмечают, что в течение ближайших 3—5 лет произойдет концентрация капитала в ритейле и, как следствие, снижение доли неорганизованной торговли. На рынок придут международные сетевые операторы,  а строительство новых торговых центров переместится за МКАД. Что же касается существующих проектов, то в течение ближайших нескольких лет на карте города  появятся без малого полтора десятка новых торговых центров, при этом еще около 10 бизнес-центров также будут оснащены площадками для розничной торговли. 

Мнение  специалиста 

Юрий Попов, заместитель директора агентства «Твоя столица Консалт»: 

— «Ярмарок» больше не будет. Торговые центры, где множеству ИП выделяли по 8—15 кв. м для торговли, постепенно отойдут в прошлое. Будущее — за крупными торгово-развлекательными мультибрендовыми комплексами, где площади магазинов будут начинаться от 50 кв. м, и число представленных торговых марок резко возрастет. Пока мало кто из торгующих предпринимателей может похвастаться реальной франшизой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter