Какие изменения назрели в сфере госзакупок

Кому закуп, а кому и прикуп

К госзакупкам в нашей стране много внимания. Еще бы, сфера эта непростая. Бюджетная. Но вот беда: не всегда торги проходят на условиях честной конкуренции и широкого выбора. 

фото zonakz.net
В прошлом году в стране провели закупок на сумму более 6,5 млрд рублей. Все бы хорошо, но слишком часто лоты небольшие — до 300 базовых величин. До этого порога законодательство позволяет искать поставщика без проведения тендера. В результате договоры по поставкам из одного источника суммарно превысили 5,1 млн рублей. Получается, каждый четвертый рубль из пяти тратится не на конкурсной основе. 

«Это неприемлемо», — обращал внимание на итоговой коллегии Министерства антимонопольного регулирования и торговли первый заместитель Премьер-министра Василий Матюшевский. Глава МАРТ Владимир Колтович озвучил тогда же потери государства от таких закупок. Речь идет о переплате в 20—25 процентов. Согласитесь, масштабы впечатляют. Идея навести порядок в госзакупках зреет давно. И даже нашла оболочку — единую электронную площадку для проведения закупки из одного источника. «Над этим мы работаем уже год, и идет как по смоле», — признавался Владимир Колтович. Впрочем, некоторый прогресс в этом вопросе все же есть. Белорусская универсальная товарная биржа на выставке «ТИБО-2018» представила пилотный проект — онлайн-ресурс для госзакупок из одного источника. Обещают, что новая программа будет удобной, простой и быстрой. Всего-то и нужно продавцу разместить заявку и ждать откликов. Или потенциальному поставщику «вывесить» нужную услугу и ждать, пока заказчиков заинтересует этот вариант. Что примечательно: в заявке от госучреждения может находиться несколько лотов, в каждом лоте не один товар. От этого хорошо должно быть всем. Заказчик может одним махом опубликовать необходимый перечень, а поставщику не надо распыляться и обозначать свое желание выиграть по каждой позиции. В личном кабинете будет подсказка — информация о конъюнктуре рынка, чтобы сориентироваться, насколько выгодное поступило предложение. Если все всех устраивает, под рукой будут шаблоны договоров. 

Во время, когда мы говорим о цифровизации экономики, такой подход выглядит весьма своевременным и логичным. Другое дело, что необходимо внести соответствующие поправки в законодательство. Тем более что шанс есть: проект закона о госзакупках готовят ко второму чтению в Палате представителей. Документ содержит нормы, которые будут стимулировать снижение доли закупок из одного источника. 

Правда, не мешало бы сразу утрясти и другие спорные моменты. Например, МАРТ не прочь обязать госпредприятия и предприятия с госдолей проводить закупки по аналогии с торгами за бюджетные средства. Но откликов у министерств и ведомств такая идея почему-то не находит. Как и предложение запретить изменение цены договора после торгов. В результате победители нередко откровенно демпингуют или ставят заведомо нереальную сумму в предложении, а потом делают ее заоблачной через допсоглашения. Или покупатель выставляет критерии, под которые подходят только «свои» продавцы. 

Неудивительно, что в МАРТ идут жалобы. В прошлом году в ведомстве рассмотрели семьсот подобных обращений. В 40 процентах случаев они оказались обоснованными. Еще в каждом пятом случае вскрылись другие нарушения. А ведь комиссия изучила всего около процента торгов. Вопросов много. Ответы, похоже, получим во второй половине 2019-го, когда ожидается принятие закона.

Тем временем МАРТ продвигает новую идею в Евразийской экономической комиссии: решение одной из стран пятерки вывести на время какую-либо отрасль из системы госзакупок можно будет принимать лишь единожды. Чтобы поставщики общего рынка были в равных условиях. 

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter