Когда весенний ветер веет…

Кому улыбалась Рената?

Я увидел ее на третьем этаже здания, где расположен наш офис. Рената шла по коридору и чему-то улыбалась. Красивая, молодая, крепенькая…

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Вошел в свой кабинет и слегка приоткрыл окно. Сразу ощутил упругий натиск свежего воздуха. Ну конечно, девушка улыбалась весне и жизни. Чего тут непонятного? В таком возрасте и в такую пору нельзя не радоваться возвращению тепла и солнца. Через несколько дней — Первомай!

Вспомнилось, как мне, одиннадцатикласснику, в тот день доверили нести школьное знамя во главе колонны на первомайском шествии в родном Бобруйске. Все знали, что директор школы Алексей Николаевич на такие шествия не ходит. Он вернулся с фронта инвалидом, без ноги. Это позже научатся изготавливать более или менее нормальные протезы. У нашего директора был самый примитивный. Он поскрипывал при ходьбе, и мы все сочувствовали этому суровому на вид человеку. И любили его за душевную доброту и за то, что он, как и наши отцы, прошел огненными верстами недавно закончившуюся войну. 

Наш директор, как я уже упомянул, сам на праздничное шествие не ходил, но всегда самолично вручал знамя школы тому из учеников, кого ставили во главе колонны, а по возвращении принимал знамя в свои руки и относил его в кабинет. Я тоже знал об этом, но в тот Первомай, когда мы вернулись на школьный двор, Алексея Николаевича там не было. Его увезли, как нам сказали, в больницу. Знамя приняла завуч Анастасия Яковлевна. 

Мы все искренне переживали за нашего директора и желали ему скорейшего выздоровления. Фронтовики — люди сильные. Справился с недугом и наш Алексей Николаевич, а затем еще несколько лет встречал первомайскую колонну своей школы. 

Это вранье, что на первомайские демонстрации в те годы загоняли насильно. Школьники и взрослые любили этот яркий весенний праздник. При любой погоде нам было весело и интересно. Догадываюсь, почему. Дело даже не только в его идеологической окраске. Слишком многое сливалось воедино. Весна, солнце, Победа, первая зелень… Может, поэтому послевоенное поколение так и не избавилось по сей день от некой наивности и романтики в представлении о смысле человеческого бытия. Возможно, потому и не так сложно было поманить нас ложными идеалами, когда началось разрушение огромной страны.

Помним, как скромно и тихо, словно чего-то стесняясь, было недавно отмечено столетие Великой Октябрьской социалистической революции. Более оживленно проходили дискуссии, посвященные этому событию, на медийном поле. Лично у меня есть ощущение, что эксперты и аналитики, несмотря на вполне искреннее желание постигнуть суть происходящих процессов в нашей недавней истории, так и не нашли некую изюминку, некий потаенный ключик, открывающий путь к истине.

Вот один из наиболее талантливых и авторитетных российских аналитиков Лев Аннинский, выступая перед своими поклонниками на юбилейном вечере, утверждает, что поколением СССР двадцатого века правила химера. И это хорошо, говорит он. Ибо эта химера — вера в святость царивших тогда идей и мудрость лидеров — помогла справиться с фашизмом, победить в жесточайшей войне, а значит, и достойно прийти к нынешним ценностям и планам. Но разве не видно, что, даже приняв на веру далеко не бесспорную версию писателя и авторитетнейшего из критиков, мы лишь еще больше погружаемся в поиски новых ответов, ибо предложенный им вряд ли нас удовлетворит.

Есть утверждение, что прошлое нужно ценить и не забывать, чтобы не повторять ошибок. Еще трудней спорить с другим утверждением: история учит нас тому, что ничему не учит. Но если она ничему не учит, выходит, она мертва? Тогда зачем политики и правители с упорством, достойным лучшего применения, все вытаскивают и вытаскивают из этой «мертвечины» прошлого все те же отыгранные и такие опасные карты? Здесь не нужно искать более наглядные примеры, чем те процессы, что происходят в ряде европейских стран, по возрождению нацизма. 

Видится и ответ на вопрос: почему так происходит. Жизнь ускоряется, строить и прогнозировать будущее все труднее. Легче отыскать «джокер» в старой колоде и попытаться сорвать банк быстро и безо всяких усилий. Вот только само будущее с таким подходом не согласно. Ему подавай трудное, но живое. Новое. 

Однако есть и другое расхожее утверждение: надо брать все лучшее из прошлого и идти вперед. Похоже, это и есть тот самый прямой и наиболее верный путь. По крайней мере, для нынешнего времени.

Недавно один мой знакомый, спортивный функционер, вернулся из Франции, где участвовал в каком-то научно-спортивном симпозиуме. Он рассказал, что случайно во время прогулки попал в колонну протестовавших в ту субботу «желтых жилетов». Мой приятель был с переводчиком и потому сумел пообщаться с очень разными людьми. 

— Ну, с молодежью все понятно, — рассказывал мне приятель. — Они хотят работы и достойной зарплаты, а вот люди старшего поколения, что меня несколько удивило, очень много говорили об образовании, о том, что его следует сделать более доступным и качественным.

Я же подумал: ничего удивительного. Вполне разумный подход к будущему. Мысленно порадовался за «желтых жилетов». Люди в своем стремлении к более справедливой жизни не ограничиваются только «хлебными» запросами, а уже сейчас заглядывают в будущее своих детей, а значит, и страны в целом. Гражданский, поистине патриотический подход. 

К нашему отечественному образованию тоже немало вопросов. Все ломаем, ищем… Снова ломаем и ищем… Такое впечатление, что все мы увлеклись таким занятием и уже не знаем, как от него оторваться.

Я не зря упомянул в начале этих заметок, как любили мы своих учителей, переживали за них. Как и почему случилось так, что в нынешних школах отношения учителей и учеников стали некими странными и прохладными? Может быть, недорабатываем в подготовке педагогов в вопросах психологии?

Думаю, что, если не удастся восстановить в школах доверительные, по-человечески добрые отношения между учениками и преподавателями, не помогут никакие реформы и новые учебники.

Еще думаю, что дело не только и не столько в учителях. Дело в родителях. Хорошо помню, как наши родители относились к педагогам, которые нас учили. Уважительно и почтительно, не позволяя своим чадам хамства и даже просто плохих слов в адрес тех, кто готовил нас стать достойными гражданами своей страны. 

Я по-прежнему стоял у приоткрытого окна, и все эти мысли, картинки проносились перед глазами. Новая весна настойчиво вливается в нашу жизнь. Вот и красавицу Ренату она растрогала, заставила улыбаться. Чем мы хуже? 

И я с улыбкой закрыл окно. Пора на улицу.  
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter