Кому улыбается небо

Проводя сейчас значительную часть времени в своей далекой усадьбе, приютившейся среди лесов и озер, порой удивляюсь, как много всего может случиться в жизни моих нынешних соседей только за один год.

Коллаж Юлии Костиковой

Из всех молодых людей, которых я здесь знал, Герман располагал к себе больше других. Красивый, приветливый, отзывчивый… Именно о его трагической судьбе хочу поведать читателям.

Тем летом на выходные отвести душу на природе ко мне приехала семья одного из моих сослуживцев. Мать с отцом и двое детишек составляли вполне веселую и живую компанию. На следующий день мы с приятелем поехали в райцентр покупать мне новый велосипед, а наши жены пошли с детьми на озеро искупаться. Получилось так, что женщины о чем-то заболтались на берегу, а подростки поплыли к середине водоема. Возможно, стали баловаться, и старший из них, хлебнув воды, начал тонуть. Младший испугался и поплыл к берегу. Эту сцену увидел Герман, который рыбачил неподалеку. Он не раздумывая бросился спасать ребенка. Парень благополучно доставил его на берег и помог прийти в себя под причитания матери.

Ближе к вечеру мы все вместе отправились к Герману, чтобы отблагодарить его. Но молодой человек упорно отказывался от подарков.

Тетушка Варя растила сына и его старшую сестру Татьяну одна. Муж ушел жить к другой женщине, тоже с двумя детьми, но время от времени навещал и своих. Татьяна вскоре поступила в училище и успешно окончила его. Герман отлично учился в школе и после получения аттестата стал студентом одного из столичных вузов.

До поры до времени все шло нормально, пока не случилась та странная история, из-за которой Германа, учившегося на третьем курсе, исключили из университета. Вернее, его вынудили, как говорится, написать заявление на отчисление по собственному желанию.

История эта действительно мутная. В этом я убедился, когда позже пытался помочь парню восстановиться. Все избегали разговоров на эту тему, и лишь один из бывших приятелей Германа немного разговорился. Выглядело все так, будто у парня случился роман с преподавательницей, старше его почти на десять лет. Не то муж, не то любовник этой женщины, будучи влиятельным человеком, нанял нескольких парней, которые избили Германа. К тому же пошли письма в различные инстанции о неблагополучной моральной обстановке в вузе. Тогда и было предложено Герману оставить учебу в этом заведении.

Парень вернулся в родную деревню и стал готовиться к службе в армии. Однако во время очередного медосмотра у Германа обнаружилось редкое заболевание, из-за которого на военную службу не призывали. Молодой человек совсем загрустил и даже стал принимать спиртное в компании не самых благополучных односельчан.

После случая на озере, когда Герман спас ребенка моего сослуживца, я решил помочь ему восстановиться в вузе. Сделать это оказалось непросто. В вузе, где он раньше учился, об этом и слышать не хотели. Взять парня на учебу согласились в другом учебном заведении, где меня хорошо знали, но курсом ниже и только с начала нового учебного года. В принципе, это устраивало и меня, и Германа, хотя я и стал замечать некоторые перемены в поведении моего подопечного. В нем все чаще сквозило равнодушие к своему будущему, не разорвал он и связи со своей новой компанией, где употреблять алкоголь не считалось грехом. Но что мне оставалось делать? Ждать, когда молодой человек вернется в студенческую среду и у него возродятся мечты и надежды на счастливое будущее.

Увы, дождаться этого не довелось… Связь с местечком, где расположена моя усадьба, я поддерживаю только через соседа Павла. Однако он той зимой сломал ногу и лежал в больнице. Поэтому о беде, случившейся в семье тетушки Варвары, я узнал от нее самой, когда весной приехал разбить грядки на огороде. А случилось вот что…

С началом зимы Герман устроился работать на ферму — надо же было чем-то заняться. Однажды после работы в небольшой компании они злоупотребили спиртным. Было поздно, началась метель, и ударил приличный морозец. Кое-кто остался ночевать прямо на ферме. Герман пошел домой. Не дойдя до своей хаты метров триста, присел отдохнуть на пенек. Наделялся, что пойдет дальше, но так больше и не встал.

Про материнское сердце и интуицию написано и сказано многое. Вот и Варя, глядя в замерзшее окно, заволновалась. Тепло оделась и пошла к ферме. Так и наткнулась на замерзшего сына. Вернулась домой, взяла в сарае старые сани, еще из детства сына, и отправилась за Германом. Ей почему-то чудилось, что дома, в тепле, ее сынок отогреется и оживет. Чуда, однако, не случилось. С тех пор у женщины изменилась даже походка. Это я и сам заметил, когда весной увидел ее. Она шла, слегка пригнувшись, словно тянула за собой на санях замерзшего на морозе сына.

Отправившись в очередной раз на прогулку, я решил специально пройти мимо дома тетушки Вари и удивился оживлению, царившему в ее дворе. Татьяна в спортивном костюме хлопотала в огороде, муж возился с мини-трактором. Возле ворот играли с мячом двое внуков Варвары. Мяч подкатился к моим ногам, и я взял его в руки. Вспомнилась игра из детства, которая называлась «Капитаном буду я». То есть это было соревнование: кто выше отправит мяч, тот и признавался капитаном. Я подбросил мяч, которым играли мальчишки, и крепко ударил его ногой. Он взмыл ввысь, а парни застыли и, приоткрыв рты, смотрели за ним в небо. И мне показалось, что улыбались не только дети, но и небо улыбалось им в ответ.

На прогулке я не могу бесцельно шагать. Чаще всего размышляю о пережитом,  близких и просто знакомых мне людях. Вот и сейчас подумал о моем добром знакомом Германе… Весной его вынудили оставить учебу в вузе. Это одна история. Летом он спас жизнь тонущему ребенку — совсем другая история. Зимой уже случилось непоправимое. И это все уложилось в один год. Только один год…

Думал и о том, как несправедливо бывает небо к родителям, если они переживают на этом свете своих детей. Сколько же таких, как тетушка Варя… Отдельным фрагментом всплыли глаза ее внуков, обращенные к небу. Чистые, яркие, солнечные! Пусть небо будет к ним милосердно.

Как всегда в таких размышлениях, неизменно переходишь от частного к общему. Потому подумал, что не только внуки тети Варвары достойны того, чтобы свой путь по матушке-земле пройти достойно и счастливо. Этого достойны все дети. Пусть небо улыбается им не только в детстве. Иначе какой смысл было им делать свои первые шаги по этой самой матушке-земле?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter